Найти тему
Исследование Писания

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.59): ГНЕВ И СКОРБЬ ИИСУСА

“Иисус, когда увидел её плачущую и пришедших с ней иудеев плачущих, Сам восскорбел духом, и взволновался, и сказал: «Где вы положили его?» Говорят Ему: «Господи! Пойди и посмотри». Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: «Смотри, как Он любил его». А некоторые из них сказали: «Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?»” (Ин. 11:33–37).

Стихи 33–35. Согласно погребальным обычаям иудеев, даже у бедняков должно было быть не меньше двух нанятых флейтистов и одной плакальщицы, а эта семья была далеко не бедной (12:1–3). Среди присутствующих были плачущие Мария и Марфа, их друзья и профессиональные плакальщицы. Слово «плачущие» образовано от корня клаио, который означает громкие рыдания и даже вопли. Безудержное выражение эмоций было в духе того времени. Когда Иисус всё это увидел, «Сам восскорбел духом и взволновался» (11:33). Здесь будут уместны два вопроса: «Как отреагировал Иисус?» и «Почему Он так отреагировал?»

Вопрос о реакции Иисуса не касается слова «духом». Комментаторы единодушны в том, что здесь идёт речь не о Святом Духе, а о том, что происходит в душе человека, как в эн хэауто, то есть «внутри», или буквально «в Себе» в 11:38. Скорее суть вопроса сводится к тому, что значит «восскорбел» (эмбримаомай). Основное значение этого слова — «разгневаться» или «выразить негодование». Именно в этом значении оно используется в Септуагинте (Дан. 11:30; см. Плач. 2:6). В Новом завете это слово встречается дважды в этой главе (11:33, 38) и лишь ещё три раза в других местах. В Мф. 9:30 и Мк. 1:43 Иисус «строго сказал» тем, кого Он перед этим исцелил, а в Мк. 14:5 некоторые ученики «роптали» на женщину за неблагоразумное, на их взгляд, использование благовония. Поэтому естественно возникает вопрос: «Используется ли это слово в этом значении и в настоящем отрывке?» Многие комментаторы уверены, что да. Если это так, тогда выходит, что Иисус был полон возмущения. Джордж Бизли-Мюррей отмечает, что если в англоязычных версиях перевода это слово трактуется как эмоциональное выражение сильной печали, то в немецких — как выражение негодования. Не согласен с традиционной интерпретацией и Д. Карсон, который считает, что «внутренней реакцией [Иисуса] был гнев, или негодование, или возмущение». С другой стороны, по мнению Леонa Морриса, сложно представить себе Иисуса, гневающимся в этой конкретной ситуации, тем более что Иоанн «ясно говорит, что Иисус был глубоко опечален». В пользу такой трактовки говорит и слово «взволновался» (от тарассо), что подразумевает трепет или дрожь. Эмоциональная реакция Иисуса на увиденное была такой сильной, что Он «задрожал» от переполнявших Его чувств. Это нашло своё отражение в переводе Е. Риё: «…он не мог сдержать сильной печали в своей душе, и всё его тело охватила дрожь».

Глагол, переведённый в ст. 33 как «восскорбел», в других местах действительно содержит идею возмущения; тем не менее, как справедливо отмечает Уильям Хендриксен, глубокое чувство, которые испытал Иисус, помимо возмущения неизбежно включало в себя элемент сострадания. В пользу такого понимания говорит и контекст, который указывает на рыдающую Марию и друзей семьи, профессиональных плакальщиц. Поэтому логично, что Иисус, «Чудный Советник» (Ис. 9:6), был глубоко тронут и обеспокоен, и полон сострадания и сочувствия к этой семье, которую Он так сильно любил. Нет никаких оснований предполагать, что этот глагол не был многозначным, и не мог означать и возмущение, и сострадание.

Иисус не просто был взволнован, видя плачущую Марию и других людей; Он Сам заплакал (11:35). Возможно, Иисус испытывал одновременно и негодование, и волнение, вплоть до содрогания, видя какое страдание и чувство опустошённости несут людям грехи, болезни и смерть как следствие дел сатаны. Об их разрушительной силе можно судить по тому горю, которое испытывала Мария, Марфа и их друзья. Дж. Майклс подводит итог реакции Иисуса:

«При виде её и других плачущих и скорбящих иудеев в душе Иисуса поднялись разные эмоции: сожаление (ст. 35), волнение и (неожиданно) негодование (ст. 33, 38). Он не гневался на Марию и других скорбящих за несдержанность в выражении чувств (громкие рыдания считались обычным и естественным поведением в подобных ситуациях) или их недостаток веры (ибо они не могли знать, что произойдёт). Скорее, Он был разгневан на смерть, того Врага, который держит всех людей в своих цепких объятиях страха, позора и нечестия».

По мнению некоторых комментаторов, гнев Иисуса в ст. 33 был направлен на Божьих людей за их неверие. Джордж Бизли-Мюррей считает, что несмотря на свидетельство Писаний и всех чудес, которые совершил среди этих людей Иисус, они «скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4:13). Он неоднократно предъявлял им свидетельства Своей божественной власти, учил их и обещал дать жизнь как на земле, так и после неё. Иисус предложил этим людям всё, но они отвергли Его благословения. Однако негодование Иисуса не обязательно было вызвано одной из названных причин. Он мог гневаться из-за грехов, скорби и смерти, или неверия некоторых из присутствовавших там людей.

Иисус спросил: «Где вы положили его?» (11:34). Этот вопрос просто касался информации, однако не следует считать, что Он не знал на него ответа. Иисус спросил об этом ради присутствующих. Ответом на вопрос Иисуса стало приглашение, вероятно, от Марии или Марфы, пойти и посмотреть. Это те самые слова, которыми Он пригласил Своих двух первых учеников (1:39), и которые Филипп сказал Нафанаилу (1:46). Для читателей этот обмен репликами означает, что Иисус был готов сделать то, ради чего пришёл: воскресить Лазаря из мёртвых.

К сожалению, фразу «Иисус прослезился» (11:35) многие помнят как самый краткий стих в Библии, а не благодаря его глубокому смыслу. На самом деле это не самый краткий стих в греческих текстах, поскольку 1 Фес. 5:16: «Всегда радуйтесь» состоит из четырнадцати букв, а «Иисус прослезился» — из шестнадцати.

Глагол дакруо, переведённый как «прослезился», не тот, который описывает плач Марии и иудеев (клаио). Он означает «пролить слёзы», то есть, тихий сдержанный плач, а не громкие рыдания.

Почему Иисус заплакал? Очевидно, что Он прослезился не из-за Лазаря, поскольку собирался воскресить его. Всё те же грехи, скорби, смерть и неверие, которые вызвали Его волнение до этого, теперь стали причиной Его глубокой печали. Кроме того, этот случай также подчёркивает человеческую природу Иисуса, о которой говорится на протяжении всего настоящего евангелия. Иисусу были свойственны все человеческие нужды и эмоции: Он испытывал усталость (4:6), жажду (4:7; 19:28), сострадание (11:5) и плакал (11:35). Как отмечал автор послания к евреям, Иисус мог сострадать нам во всех человеческих немощах (Евр. 4:15). Его сочувствие было направлено к двух сёстрам Лазаря и ко всем Его друзьям. Пролив слёзы у гроба Своего друга Лазаря, Иисус показал, как глубоко понимает всех тех, кто потерял своих любимых и дорогих людей.

Стихи 36, 37. Видевшие это, двояко истолковали слёзы Иисуса. (1) Те, на кого они произвели сильное впечатление, сказали: «Смотри, как Он любил его». Бесспорно, слёзы Иисуса свидетельствовали о том, что Лазарь и его сёстры были дороги Ему (11:3, 5), но истинная причина Его слёз была непонятна этим людям. (2) Другие выразили удивление, что Тот, кто исцелил слепорождённого (9:1–12), не смог предотвратить смерти Своего друга. Они говорили: «Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?» Подобно Марфе (11:21) и Марии (11:32), они считали, что Иисус, возможно, не допустил бы смерти Лазаря, если бы был рядом с ним во время болезни. Они даже не допускали мысли о воскрешении Лазаря, а просто размышляли о возможном чуде, исходя из того, что они ранее слышали в Иерусалиме или чему сами были свидетелями. И хотя внешне может показаться, что этот вопрос подразумевает твёрдое «да», всё же в нём слышится определённое неверие. Судя по всему, они думали, что, если Иисус действительно есть тот, за кого Себя выдаёт, то Он мог бы помешать смерти Лазаря.

Узнав о болезни Своего друга Лазаря, Иисус отправился к Марии и Марфе. Однако прежде Он дождался нужного момента, чтобы использовать возможность «прославить Бога» и Себя как «Сына Божьего» (11:4). Скорбящие не разделяли Его уверенности в выборе времени и действий. По их мнению, Иисус упустил возможность помочь Лазарю, и они неохотно слушали Его.

Евреям