Разве можно подзабыть Вячеслава Невинного (1934-2009)? Его круглое хитрованское лицо и колоритную фигуру? Он – актёр штучный и, безусловно, один из самых замечательных в нашем кинематографе и театре.
Невинный часто снимался в комедиях. Что вспоминается сразу? Мне – «Старый Новый год», потом «Гараж» и «Не может быть!»
Знаете, стала смотреть его фильмографию и только что не ахала вспоминая! Ой, как я помню его Большого в «День за днём», а ещё Весельчака У в «Гостье из будущего». Даже эпизодик в «Берегись автомобиля» вспоминается: «Стучит?» – «Послушаем!»
А сколько Невинный озвучил отличных наших мультиков! Голос-то незабываемый! «Мороз Иванович», Медвежонок в «Ежике в тумане», следователь Булочкин в «Следствие ведут Колобки», «Котенок с улицы Лизюкова». В конце концов, толстый Кот в «Возвращении блудного попугая»: «Рыбы – во!» или: «Нас и тут неплохо кормят!».
Мультики – это хорошо, но в жизни Невинного главным был МХАТ. Всю жизнь он был предан родном театру. Туда его приняли сразу после окончания Школы-студии МХАТ.
Там он встретил и свою жену, актрису Нину Гуляеву. Была она женой другого человека, сильно выпивающего и чувствовала себя несчастливой. Но понадобилось несколько лет, чтобы Нина ушла из семьи и вышла замуж за Невинного.
Сам актёр общался с прежним мужем Нины Гуляевой, поддерживал и даже ездил с ним на рыбалку. Такой характер!
Невинный очень хотел сына и мечтал, что с самого его рождения будет ему главным советчиком.
Хотя воспитывала Невинного-младшего, в основном, бабушка. Родители много работали. Сам Невинный ещё и бесконечно снимался. Нина Гуляева была сосредоточена только на театре. Хотя она много занималась озвучанием. Именно Гуляева «подарила», например, свой тонкий, какой-то «колокольчатый» голос Анастасии Вертинской в «Алых парусах».
Невинного часто называли совестью театра. Его сын, тоже актёр Вячеслав Невинный-младший, говорил о каком- то самурайском служении отца МХАТу, беззаветном и преданном. И руководитель театра Олег Николаевич Ефремов в каждом своём спектакле видел роль для Невинного.
Он очень серьезно относился к работе над ролью, даже если она была совсем небольшой. Невинный сам любил придумывать грим, костюм, парики. Например, в знаменитом спектакле «Кабала святош» Вячеслав Невинный играл маленькую роль шута Людовика и построил ее так, что каждый его выход ждали. Гремят шутовские колокольчики – значит, выходит артист Невинный!
Невинного очень уважал руководитель МХАТА Олег Ефремов и, когда театр разделился, актёр осознанно принял ефремовскую сторону и никогда ей не изменял.
Они и жили в одном доме на Тверской: семья Невинного на пятом, а Ефремов на третьем этаже. Кстати, по традиции Невинный шёл из театра домой прямо по Тверской улице, не обращая внимания на светофоры и подземные переходы. Постовые об этом знали и останавливали движение. Вот такое народное уважение к актеру, которое только усилилось, когда Невинный много болел и ему ампутировали обе ноги.
Невинный умел поладить с любым режиссёром, что вообще удивительно, при этом говорил: «Умей режиссёра слушать, но не слушаться!» А ещё вспоминают любимое выражение Вячеслава Невинного: «Актёром можешь ты не быть, а режиссёром быть не можешь!»
Он очень тяжело болел в свои последние годы жизни и не мог при этом порвать с театром окончательно. Когда в интервью спрашивали о его самочувствии, то говорил так, как отвечали все великие наши артисты: «Когда я репетирую, я здоров независимо от самочувствия!»
Слава Богу, я видела Вячеслава Невинного на мхатовской сцене. Это была комедия Михаила Рощина «Перламутровая Зинаида». Как сейчас помню, мы сидели на балконе и хохотали так, что подруга все время боялась, что от смеха я свалюсь вниз. Даже не могу представить, чтобы я так сегодня вела себя в театре. И не потому, что раньше «солнце было ярче», а потому, что мало таких актёров-титанов, каким был Вячеслав Михайлович Невинный.
Это «лицо» из проекта «Настоящие мужчины нашего кино». Проект только набирает обороты. Если понравилось, поддержите автора своим лайком. Это ваш вклад в поддержку этого культурного канала.