Найти тему
Секреты Старого Китая

По простому о важном, или основные требования к положению тела при занятиях ушу и нэйгун

У человеческого тела два корня: стопа и голова
身体有两个根 Shēntǐ yǒu liǎng gè gēn
脚为一根 Jiǎo wéi yī gēn
头为一根 Tóu wéi yī gēn

Есть отличная поговорка Старого ушу

Нэйгун без упорных самозабвенных занятий - пустая трата времени!
内功无工一场空
Nèigōng wú gōng yīchǎngkōng

Хотя нашим отечественным любителям китайщины сейчас свойственно больше увлекаться "внутренним", самим китайцам испокон веков было понятно:

Важнейшая часть понятия нэйгун заключена во второй части этого термина, суть которого - работа, старание, прилежание.

Поэтому и суть занятий изложена в этой известной поговорке, что приведена выше, и прилежание занимающегося измеряется его работой, иначе гун.

Именно отсюда и происходит известное вам всем фундаментальное для китайской культуры понятие гунфу. Подробнее о этом понятии, если кто не в курсе, можно прочитать здесь.

А мы вернемся к теме сегодняшней беседы, ибо в зависимости от этой работы сильно различаются методики тренировок в различных школах ушу. Именно эти различия и определяют уникальность и особенности этих систем, а не придуманное в маркетинговых целях в ХХ веке искусственное разделение на "внутренние" и "внешние" стили ушу.

Однако нельзя не отметить широко распространенное, практически повсеместно, внимание к наработки в различных статических позициях, основанной на принципе стоять без движения (站立不动 Zhànlì bù dòng) и способный развить в занимающимся неожиданные возможности и преимущества для физического и психического здоровья.

Такая популярность метода объясняется достаточно просто: в знаменитом Трактате Желтого Императора о внутреннем, основополагающем тексте традиционной китайской медицины, есть вполне подробное описание:

...в глубокой древности были люди, познавшие истину, которые владели небом и землей. Левой и правой рукой они удерживали субстанции инь и ян, выдыхали и вдыхали семя-цзин и дыхание-ци. Стояли одиноко, удерживая дух-шэнь. Мышцы их были едины. Они могли жить бесконечно долго, как небо и земля, ибо таков был их путь, познавший истину...

Это указание на известное многим столбовое стояние (独立守神 dú lì shǒu shén), практикуемое в наши дни в бесчисленном множестве вариантов. Нам же важно, что эти практики определяют вполне понятную внутреннюю составляющую:

Без правильной формы не может быть правильного содержания

Иначе говоря, принимая различные правильные положения формы, мы тем самым влияем на правильность содержания, через работу над внешним достигаем внутреннего результата.

В итоге внутреннее и внешнее достигают гармонии.
-2
Стой как сосна, сиди как колокол, лежи как лук для стрельбы, двигайся как ветер
站如松,坐如钟,卧如弓 行如风

Итак, какие же требования есть для позиций стоя?

В разных школах они могут отличаться, поэтому сформулируем наиболее общие:

  • Голову и шею необходимо держать прямо, подобрав подбородок, точка бай-хуэй на макушке должна быть направлена строго вверх. Взгляд направлен вперед, китайцы часто говорят. что в глазах должно быть отражены "намерение и дух".
  • Грудь необходимо расправить, а живот подтянуть. Поясница и позвоночник прямые, словно их пронизывает единый стержень, нагрузка равномерно распределена вверх и вниз. Анус подтянут, как говорят "точка хуэй-инь соединяется с крестцом".
  • Плечи опущены, колени согнуты, пальцы ног как бы "захватывают землю".

Однако, хотя и в поговорке упомянута сосна, обычно дополняют: не надо стоять словно бездушное дерево, должна присутствовать одухотворенность, словно как в известной поговорке:

спокойный как невинная девушка
стремительный как свирепый тигр с гор

Все это нужно для того, чтобы достичь быстроты и силы, стремительности и устойчивости в движении, сочетая одновременно мягкость и твердость. Именно об этом говориться в завершающей части поговорки, ибо легкое веяние ветерка может принести долгожданный отдых и прохладу, но может и ураганом с легкостью выкорчевывать вековые деревья.

-3

Но продолжим наш разговор о некоторых требованиях к телу.

Один из распространённых методов заключается в использовании рассмотрения тела в виде пяти различных луков (для стрельбы), которые потом объединяют в один.

И это не просто так.

Лук был важнейшим атрибутом воинского дела имперского Китая практически до конца его существования: и как оружие, и как часть традиционной атлетической подготовки Старого ушу .

Три основные дисциплины воинского экзамена
Три основные дисциплины воинского экзамена
Илья Профатилов показывает малоизвестные компоненты экзамена, используя экзаменационный камень сто с лишнем кило и лук натяжением 60 кг.
Илья Профатилов показывает малоизвестные компоненты экзамена, используя экзаменационный камень сто с лишнем кило и лук натяжением 60 кг.

Итак, в некоторых школах ушу практикуют рассмотрение тела в разных позициях как пять луков (кому интересен этот метод формирования структуры тела (五弓式Wǔ gōng shì), то вам сюда).

В результате такой практики тело в движении становится подобным натянутому луку: натяжение сверху вниз, от головы до стоп, обеспечивает единое взаимосвязанное целое.

Давайте рассмотрим немного подробнее эти пять луков, взяв за образец один из стилей Юга.

Конечно, это описание дается исключительно в просветительских целях, а заниматься этим лучше под присмотром опытного наставника, с навыком долгой практики под присмотром своего учителя.

Кроме того, в разных школах могут быть свои особенности, которые могут отличаться от нижеприведенных.

-6

Первый лук может быть представлен так: обе руки подняты перед собой на одном уровне; кисти рук раскрыты или собраны в кулаки и естественно согнуты в форме дуги. Тем самым руки, плечи, шейные позвонки и образуют дугу лука. Это важнейший из всей пятерки и для #цигун. Например, правильная его соблюдение при регулярной практике может обеспечить естественное выпрямление шейных позвонков и препятствовать остеохондрозу.

-7

Причем если изменить положение рук, это не поменяет сущностную идею этого первого лука. Например, при ударе рукой (если хотя бы сохранять мысль этого первого лука), то вместе с рукой задействуется все тело, поворачиваясь словно ось лука. Другая рука при этом будет отставлена сзади. Благодаря этому бьющая рука сможет вобрать в свое действие силу всего единого тела, а не только этой руки.

-8

Второй лук обычно формулируют как единство правого кулака и левой стопы через тыльную часть правой руки, спину, поясницу, тыльную часть левой ноги до стопы. Кулак и стопа здесь два конца лука, а поясница - рукоять лука. Эти два конца взаимно согласованы в движении (например, движение кулака вперед совпадает с усилением давления стопы в землю), а поясница является осью, чтобы передать в движение кулака силу всего тела.

Третий лук симметричен предыдущему, образуя пару левый кулак и правая стопа.

-9

Четвертый лук образуют голова и левая стопа, через поясницу соединяясь сквозь тело в единую линию. Здесь уже голова и стопа концы лука (помним, что точка бай-хуэй направлена строго вверх), а поясница опять выполняет роль рукояти лука, являясь осью.

Как несложно догадаться, пятый лук подобен четвертому, образуя пару голова-правая стопа.

Внимательный читатель несомненно обратил внимание, что ключевым аспектом всех, кроме первого, является поясница - рукоять лука.

Если она в результате регулярной практике обретет "мощь лука", эта мощь разовьется в ногах, сделав их быстрыми и сильными, потом эту силу можно собрать в движение рук.

Довольно наглядная картинка, хотя из совсем другого региона.
Довольно наглядная картинка, хотя из совсем другого региона.

Соединение пяти луков в один подразумевает единение мысли, тела и духа.

Посредством мысли и духа мы в процессе работы овладеваем телом, как единым целым, превращая его в подобие одного лука, где поясница как ось управляет им.

И вот тогда тело обретает силу. Можно пускать стрелу.

-11

P.S. Потребность в данном тексте выявилась после общения с некоторыми нашими занимающимися, ибо за годы обучения ушу и цигун у отечественных и импортных наставников им никто так не разъяснил эти прописные истины! :(