Найти тему

Литературные игры для детей с Асей Кравченко

Онлайн-ателье «Самоката» снова представляет, и снова курс с Асей Кравченко: на этот раз будут литературные игры для тех, кому 8-12 лет.

Ася Кравченко – лауреат премии Чуковского, финалист конкурсов «Книгуру» и «Заветная мечта», журналист, преподаватель, занимается образовательными проектами.

Краткое досье:

Ездила в геологические экспедиции.

Играла на флейте в Париже на Монмартре.

Изучала клиническую психологию в Сорбонне.

Очень любит яблоки Семеренко.

Боится смотреть фильмы ужасов.

Писала сценарии мультфильмов и мечтает заняться этим снова.

Да, а ещё занимается образовательными проектами.

В общем, это именно тот человек, который знает, как свои пять: игра – это очень серьёзно. Ведь для того, чтобы чувство юмора работало, нужно и знать много, и всё это анализировать, да ещё и с разных точек зрения. А вы думали, писателям премии за красивые глаза дают? Нет, за умение мыслить.

-2

Именно этим мы и собираемся заняться на литературных играх с Асей!

6 встреч по 60 минут игр, в которые обычно играют писатели.

Очень многое здесь действительно игра. Понимайте как хотите – и как гимнастику мысли, и как разработку сеттинга и сценариев для компьютерных игр – игра на всех уровнях!

Алгоритм один. Именно здесь станет очевидно, как много общего у писателя, например, с программистами. И не только.

Занятие 1: Где брать идеи? С чего начать и куда идти?

Умение находить порталы в повседневности – базовый навык писателя. Как только вы научитесь ощущать – вот оно, здесь может быть история! – всё, половина пути, считайте, пройдена. Замечали, что некоторые могут так рассказать, как ходили в магазин, что вы готовы слушать обо всём? Вот, это оно.

Необычный взгляд на обычные события, всё то, что делает наших героев живыми, цепочка происшествий, что ведёт к предысториям и продолжениям – всё это, включая умение влезать в чужую шкуру, ждёт нас на первой встрече.

Занятие 2: Ато делает историю интересной?

Не любые средства хороши, чтобы удивить читателя, но очень многие. А удивлять очень нужно, без этого история не работает. Это как раз и есть тот самый необычный взгляд на обычные события. И это всё – о логике. То самое главное и второстепенное. Мозг математика, руки фокусника – показываем то, что должен видеть читатель в данный момент. Всё остальное тоже пригодится, но потом и для другого. Задач много: развитие сюжета, ключевые события (их важно наметить сразу, но бывает, что их находишь уже в процессе истории), крючки, неожиданные ходы и повороты. Конфликт всегда нужен, без него нечего рассказывать, а как его нащупать?

Нам понадобится разбить всё полотно на эпизоды и сцены. Да, как в театре.

Занятие 3: мир истории – реальное и выдуманное

Как сделать так, чтобы читатель нам поверил? Нет, даже не поверил – переселился в созданный нами мир. Что нужно, чтобы перенести действие в другое время, страну и даже планету? А как насчёт окружения? Это же столько персонажей! Всё эта массовка, эпизоды, главные и второстепенные роли – как в кино.

Знаете, когда всё получается? Когда вы нащупываете те обстоятельства вашей истории, когда ничего уже не поменять. Это ваша страна или планета, ваше время и ваш мир. Теперь вы сами в него поверили, потому что ваша задача – выдумывать правду.

Занятие 4: как заставить читателя сопереживать герою?

Мы любим слушать, с кем что стрялось, но все ли герои нас волнуют? Нет, не все. Сознательно или нет, мы всегда ищет сходства с собой и нашей жизнью. Даже, если кажется, что история совсем о другом. Зашифровываем свои переживания так, чтобы читатель прочёл там то, что адресовано ему.

Занятие 5: как построить диалог или литература как театр.

Вот вы говорите, диалог. Мы даже не будем сейчас про Алису, которая справедливо полагала, что книга без разговоров – так себе книга. Ведь в разговоре можно дать столько информации, создать все нужные настроения, намекнуть на отношения, прошлое, настоящее и будущее – а уж что такое диалог антагонистов, знают все те, кто замирает, не дыша, пока беседуют герои фильма.

Да с книгами ведь то же самое! Динамика и тем, язык и стиль, смыслы и контексты – даже если разбить одно предложение на три или наоборот, соединить три коротких в одно длинное, творят чудеса. Не бойтесь вносить правки, это как лего собирать!

Занятие 6: собираем события в историю. История – как путешествие.

Мы готовы к длинному путешествию. У нас есть теперь всё для нашей истории. Кто, куда, когда и, главное, зачем и почему читателю важно об этом узнать – и есть наша история. Осталось собрать всё в одно целое и... не выбрасывайте то, что не поместилось. Никто не знает, когда и для чего – но оно вам ещё пригодится!

Как обычно, ссылку на зум и все детали отправим на адрес, указанный вами при регистрации. В течение 3 месяцев после окончания курса участникам будет открыт доступ к записям встреч.

Даты – с 13.03 по 17.04.

Информация по ссылке.