В статье рассказывается о несколько более-менее достоверных случаях полета людей на аппаратах тяжелее воздуха, и первый из них был зафиксирован в Древней Греции еще в 400 году до нашей эры.
Официальная история авиации начинается в 1903-м году, когда двое американцев – братья Райт, - построили первый в мире самолет и совершили на нем серию управляемых полетов. При этом мы не будем брать историю воздухоплавания в целом, так как на воздушных шарах, то есть летательных аппаратах легче воздуха, человек начал эффективно летать еще в XVIII-м веке. Но воздушные шары – аппараты не управляемые, поэтому наибольшим интересом пользуется именно история появления и развития летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Да, самолет – летательный аппарат тяжелее воздуха, на нем можно осуществлять управляемые полеты, но предшественником его является планер, который хоть и не имеет двигателя, но управляемые полеты можно осуществлять и на нем, причем довольно длительные. И если время пребывания в воздухе самолета ограничивается запасом топлива, то у планера оно не ограничивается ничем – главная сила, которая держит этот тип летательного аппарата в воздухе – это воздушные потоки, которые никогда не иссякают. Правда, возможности планера в сравнении с самолетом ограничены, например, он не может двигаться с очень высокой скоростью и активно маневрировать, но, тем не менее, это как раз то, что называется «управляемые полеты на летательных аппаратах тяжелее воздуха».
Самым первым планеристом в современном понимании этого слова является немец Отто Лилиенталь, который изобрел много разных планеров и совершил более 2000 полетов на них. До него кто-то из европейцев, правда, тоже делал попытки летать на планерах, но эти полеты не документированы и о них известно только со слов очевидцев, которым можно верить, а можно не верить. Отто же Лилиенталь совершил свои тысячи полетов публично, и имеется весьма обширный фотографический материал. Первый полет первый в мире пилот совершил в 1891 году, а спустя 5 лет погиб при испытании своей новой, гораздо более совершенной модели. Таким образом можно говорить, что новая эра полетов человека на управляемых летательных аппаратах тяжелее воздуха началась именно в 1891 году.
Но это «новая эра» управляемых полетов, а как же с этим обстояли дела в древности? Было бы глупо думать, что человек даже тысячи лет назад не имел возможности научиться летать, имея практически те же материалы и средства, что были у Лилиенталя – дерево и ткань плюс умные головы. Ведь придумывал же Леонардо да Винчи свои летательные аппараты, на которых, правда, никто не летал, но его расчеты просто не могли базироваться на пустом месте! Тем более что эти расчеты были правильными, то есть современные инженеры построили по чертежам великого итальянца аппараты, которые способны подниматься в воздух!
По легенде, первый полет с помощью крыльев был совершен в Древней Греции, когда некий Икар надел крылья, сделанные его отцом Дедалом, поднялся в небо и совершил первый в истории управляемый полет человека на аппарате тяжелее воздуха. Возможно, эта легенда имела какие-то основания, потому что до нас дошли сведения о некоем греческом математике, и одновременно механике Архите Тарентском, который за 400 лет до новой эры построил планер и даже пролетел на нем расстояние в 200 метров. Персонаж этот исторический, то есть существовавший реально, сохранился даже его облик в виде древнего бюста, найденного при раскопках древнего Геркуланума. Об изобретении Архита сообщают некоторые более поздние, но весьма известные античные историки. Однако, к сожалению, не сохранилось ни описаний аппарата, который самим изобретателем был назван «Голубем», ни подробностей полета. Зато остались фрагменты некоторых трудов изобретателя, из которых ясно, что о возможностях воздухоплавания грек имел весьма современные представления.
Далее идут упоминания о попытках полета в Древнем Китае, но тут есть два очень весомых «но»: во-первых, речь идет о воздушных змеях, а не о крыльях, а, во-вторых, сведения о полетах на этих приспособлениях известны только с текстов XVII-XVIII веков, а более достоверных данных так и не найдено.
Европейские же данные часто подтверждаются даже более чем косвенно, потому что эти подтверждения исходят от современников или очевидцев, которые оставили множество трудов по другим темам, и, что самое главное, многие из них, в отличие от античных или китайских, известны в первоисточниках. Отметим три таких очень известных факта воздухоплавания в средние века.
Аббас ибн Фирнас – реальный арабский (точнее – берберский) изобретатель, живший в Кордове (Испания) в IX веке нашей эры. Известен тем, что избавил Кордовский халифат от переплат за египетское стекло, изобретя технологию его производства непосредственно в Испании. Также он изобрел лупу (увеличительное стекло) и организовал планетарий с моделью Солнечной системы, так что он еще задолго до Коперника и Галилея знал, что Земля крутится вокруг Солнца, а не наоборот. Таким образом нет ничего удивительного, что столь сообразительный ученый изобрел планер. Вернее, сначала он изобрел парашют, с которым спрыгнул с мечети (852 г.), а затем построил дельтаплан (875 г.), на котором он после разгона с холма взлетел на высоту более 100 метрови пролетел на нем в течение 10 минут несколько километров.
К сожалению, как и в случае с греком Архитом Тарентском, никаких чертежей или даже изображений этого дельтаплана не сохранилось, но, возможно, они попались на глаза Леонардо да Винчи, который, просмотрев их, очень сильно задумался над своими теориями воздухоплавания. От да Винчи не укрылось, судя по его чертежам, и замечание Фирнаса о том, что если бы он приделал к крыльям хвост, то мог бы пролететь и дальше, и маневрировать получше, да и посадка на землю была бы помягче.
Однако в те времена по воздуху летали не только в Испании, но и в Англии. В 1010 году был зафиксирован полет на крыльях некоего молодого монаха Малмсберийского Аббатства по имени Эйлмер (Оливер) Малмсберийский, который изучал математику, астрологию и слыл, невзирая на юный возраст, искусным механиком. Этот монах спрыгнул с башни аббатства высотой около 100 метров и пролетел около 200 метров. Он пытался управлять полетом, но, как он потом признавался, не додумался приделать к крыльям хвост. В результате неудачного приземления Эйлмер сломал обе ноги, но, невзирая на это, собрался построить новый, усовершенствованный летательный аппарат. Впрочем, это ему не удалось, так как аббат запретил ему дальше заниматься полетами.
Об этом случае впервые мы узнаём из книги «История английских королей», написанной через полвека после описанного события монахом того же монастыря Уильямом Малмсберийским. Уильям пишет, что все подробности ему рассказал сам Эйлмер, находившийся уже в довольно преклонном возрасте. Отважный воздухоплаватель признался летописцу, что на этот полет его вдохновили сведения о полетах Аббаса ибн Фирнаса, которые привезли с собой с Ближнего Востока возвращавшиеся домой крестоносцы. Дело в том, что хотя Фирнас жил в Испании, слава о нем как о человеке-птице шла по всему арабскому миру, и Эйлмер даже ознакомился с эскизом «летающих крыльев» андалузца, которые крестоносцы видели в библиотеках некоторых арабских городов. На провокационный вопрос, почему он забыл приделать хвост – ведь это же такая важная часть всего аппарата, - английский изобретатель ответил, что решил сначала испытать то, что успел сделать Фирнас, а затем только усовершенствовать свое изобретение.
История о полете Эйлмера Малмсберийского стала с тех пор канонической, и, несмотря на отсутствие материальных свидетельств, большинством историков сомнению практически не подвергается.
Третий заслуживающий доверия факт полета человека на аппарате тяжелее воздуха был зарегистрирован в 1632 году, когда известный турецкий изобретатель из Константинополя Хезарфен Ахмет-челеби совершил на своем планере полет длиной 3,5 километра, перелетев Босфор с запада на восток. Сегодня этот человек является национальным героем Турции, хотя факт его полета оспаривается многими историками как не совсем доказанный. Дело в том, что случай этот был весьма скупо описан одним турецким путешественником по имени Эвлия Челеби, который сам не являлся очевидцем полета Хезарфена, но был с ним знаком, а также собрал сведения из других источников. Что это были за источники – непонятно, но Челеби утверждает, что встречался с изобретателем в Алжире, куда тот был сослан султаном по наущению его вельмож, которым не понравилась идея «летания как птица». Соответственно описанным выше фактам полетов, в этом случае так же не сохранилось никаких подробностей и никаких чертежей и изображений летательного аппарата. Зато именем Вхмета-челеби в Турции названы мечеть, аэропорт, снят художественный фильм и большой телесериал.
Таким образом становится весьма загадочным тот факт, что у нас сегодня имеются многочисленные чертежи и даже части моделей аппаратов, которые нарисовал и сделал Леонардо да Винчи, никогда на своих крыльях не летавший, хотя и имел прекрасную возможность. И многие исследователи раз за разом задают себе вопрос – а почему не сохранилось в память о таких знаменательных полетах ничего, кроме воспоминаний, хоть и исходящих от авторитетных людей, но своими глазами ни полеты, ни аппараты не видевших?
Это очень интересный вопрос. Но не будем делать окончательных заключений, потому что цель нашего исследования не в каких-то доказательствах, а в самом факте того, что человек издавна стремился летать как птица, и наверняка приложил для этого немало усилий. А доказательствами пусть занимаются специалисты, которым это положено по специальности.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ АВИАЦИИ:
Путь авиации нашей страны. Какими самолетами отечественного авиастроения мы можем гордиться?
Почему Гитлер вступил во WWII с устаревшей авиацией, которую били даже еще более устаревшие бипланы?
Почему бренд «ОКБ Антонов» принадлежит Украине, а на марку самолета Ан-2 она не имеет никаких прав?
Нападение «воздушных авианосцев» Красной Армии на Румынию летом 1941-го. Какие были результаты?