Компонуя, художник задаёт траекторию движения взгляда зрителя. И основная задача художника сделать это движение увлекательным, богатым впечатлениями, запоминающимся. При помощи средств композиции художник может ускорять и замедлять движение зрительского взгляда. Для этого существует ритм. Взгляд можно ненадолго остановить акцентом, взволновать контрастом. Нельзя допустить, чтобы взгляд зрителя сбился с пути или затерялся в беспорядке деталей. Всё должно быть правильно понято, всё должно быть организовано. Только организованная форма может считаться художественной.
Ритм лежит в основе нашей жизни – ритмично бьётся наше сердце, ритмично наше дыхание. Ритмичны чередование дня и ночи, и смена времён года. Ритм есть в плеске морских волн, в строении цветка и кристалла. Наш язык, основанный на ритмах, достигает своего высшего проявления в поэзии.
Глубинная природа ритма не поддаётся объяснению, но ритм даёт любому произведению, живописному, архитектурному, музыкальному, динамику, движение, то есть даёт ему жизнь.
В изобразительном и декоративном искусстве ритм – это тактовое повторение элементов, основанное на повторах и созвучиях линий, пятен и текстур (рис.1,2,3).
Он возникает, когда регулярно чередуются вертикальные, горизонтальные элементы, длинные и короткие отрезки, слабые и сильные нажимы. Ритм возникает даже тогда, когда мы наблюдаем непрерывное свободное движение.
Ритм оказывает сильное воздействие на человека. Звуки маршей настраивают на решительный лад, монотонные движения танцев африканских племён приводят людей в экстаз.
Иоханнес Иттен на занятиях, посвящённых ритму, заставлял студентов маршировать, танцевать вальс, чтобы ритмические упражнения воздействовали на всё тело. И когда ритмичность музыки умышленно сбивалась, все испытывали почти болезненное ощущение. Движения и ощущения нужно было запомнить и изобразить (рис.4).
Ритм – одно из основных организующих средств композиции. Он может быть явным и скрытым.
Мы воспринимаем ряд как ритмический, когда формы или интервалы повторяются не менее 4-5 раз. Закономерности, по которым выстроен ритмический ряд, должны ясно читаться.
Сбои ритма, нарушения ритма воспринимаются очень болезненно. Особенно это заметно в музыке и поэзии. Но однообразие метрического ряда навевает скуку.
Понравилась статья?
Лайк и подписка будут поддержкой развития нашего канала🎨