Друзья, давно собиралась вам рассказать о том, как велась торговля кружевом в дореволюционной России.
У наших современников теряется представление о том, чем вообще было русское кружево в прошлом, о его традициях, школах и о том, как оно было распространено.
Давайте я немного расскажу об этом на примере балахнинского кружева и Нижегородской ярмарки 19 века.
Почему именно о ней?
Нижегородская ярмарка ведет многовековую историю, благодаря тому, что город стоял на пересечении самых важных торговых путей. Сюда удобно было добираться с товаром из любой точки страны. К началу 19 века здесь было около 120 тысяч торговых лавок с российским и иностранным товаром. В это время началось бурное основательное строительство этой грандиозной торговой площадки, прославившей ярмарку на весь мир.
Мосты, каналы, капитальные сооружения, канализация и подземные туалеты с удобствами для естественной необходимости,
культовые сооружения нескольких конфессий, центр развлечений с театром, балаганами, каруселями; рестораны и гостиницы на всякий кошелек;
порт и складские помещения; доставка товаров.
Фактически, Нижегородская ярмарка, которая проходила ежегодно с 15 июля по 20 августа, являлась одной из самых крупных мировых ярмарок того времени и была на уровне мировых стандартов.
Иностранцы продавали товар оптом местным купцам и фабрикантам, и 90% всех восточных товаров проходили именно через Нижегородскую ярмарку, а уже оттуда расходились по всей России. Здесь, например, был крупнейший европейский рынок чая, чьи павильоны были оформлены в китайском стиле. В свою очередь иностранные купцы закупали товары у европейцев и русских.
Ткани, сукно, пряжа, нитки, готовое новое и старое платье, шелковые изделия (в т.ч. лионский бархат, китайская фанза, бухарские шелковые платки),
хлопчатобумажные изделия, которые, кроме России, шли из Средней Азии, Китая, Монголии, Персии, Галантерейный товар и ковры. Миллионы посетителей, бурная торговля и общественная жизнь раннего утра и до позднего вечера.
Сложно сказать, чем вообще не торговала эта ярмарка. Здесь было все, в т.ч. новейшие промышленные и технологические новинки.
Все это великолепие продолжалось до первой мировой войны.
Кружево относилось к галантерейным товарам. Его продавали на специальных кружевных рядах. Торговали здесь кружевом как привозным, так и местным. Через ярмарку оно попадало во многие города России и за границу, повсеместно в Европу.
Очень скоро балахнинское кружево стало известным за пределами России.
Ручейками кружева, изготовленного плетеями в местных деревнях, где сбыт кружева поручался какой-то одной из мастериц, оно стекалось к посредницам-торговкам, которые расплачивались с мастерицами, причем, не только деньгами, а и товарами, правда, зачастую, по невыгодным для мастериц ценамю
Торговки снабжали мастериц сколками и шелком для работы.
Набрав кружев, крупные торговки развозили его по разным городам, изучая вкусы публики, спрос, и привозя мастерицам сколки с новыми узорами, причем, эти сколки держались в секрете от конкуренток. Что интересно: торговка могла почти каждый день посещать кружевницу и наблюдать за ее работой над заказом.
Постепенно появились предприимчивые кружевницы, которые сами сбывали кружево свое и знакомых, торговля развивалась до магазинов и лавок. Но основной сбыт шел именно на Нижегородской ярмарке, где держались высокие цены. На деньги, вырученные от продажи кружевной шали, можно было купить корову или другое ценное.
На рубеже 19-20 веков земские учреждения и отдельные меценаты открывали кружевные школы и кустарные склады, которые снабжали кружевниц, была оганизована закупка готовой продукции не только через скупщиц. Изделия русских мастериц были представлены на многочисленных ярмарках и выставках, в т.ч. в Лондоне открылось отделение русского кружева и вышивки.
А в Россию завозилось много готовых образцов кружев из Франции и Бельгии.
В Балахне, следуя моде своего времени, выплеталось всё: головне уборы, шали, косынки и шарфы; скатерти, шторы, абажуры, салфетки любого рода, зонтики,
перчатки, кофты, платья и накидки... Выплеталось мерное кружево, для любой отделки. Мода на кружево была столь сильна, что появились и специальные ткани с кружевными узорами.
Балахнинское кружево в полной мере несло в себе обе кружевные традиции: европейскую и русскую. Балахнинское кружево очень сложно своим особым способом производства: многопарным. В процессе его изготовления используется до 200 и выше пар коклюшек. Работа над крупными изделиями шла долго - порой по полгода и больше. В 19 веке практически в каждом доме Балахны стоял станок с коклюшками, не было ни одной женщины, которая бы не умела плести кружева.
Косынки могли себе позволить все. А вот, например, шарфы и шали - далеко не каждая женщина. Поэтому шали и встречаются гораздо реже, чем косынки.
И цену до сих пор имеют немалую. Размер шалей варьировался от 95х95 см. до 155х155.
В моей коллекции также есть шали, одна из которых размером 125х125 см. сейчас может быть предложена желающим. Это большая удача, ведь
найти в продаже балахнинское кружево сегодня невозможно даже в магазине "Народные промыслы".
В Балахне 19 века не опасались прихода машинного кружева: оно не было таким прочным, как рукотворное. Опасались торговок-скупщиц, которые могли снабдить
мастериц дешевыми нитками не лучшего качества. Эти торговки могли, накупив в Москве дешевых кружев, отправиться с ним в другие города, выдавая его за балахнинское.
Мало того, желая нажиться, они подобным образом выполняли целые заказы. Вот именно это обесценивало порой тяжелый труд кружевниц. И запутывало музейных работников, которые в более позднее время атрибутировали попавшее к ним кружево, что не могло не отразиться на многочисленных ошибках в музейных коллекциях,
которые сегодня наблюдают люди, не формально интересующиеся этой темой.
А на фото - балахнинское кружево, часть моей личной коллекции.
Друзья, подписывайтесь на мою страницу, так не вы пропустите следующие статьи на эту тему. ☝️
А в очередной статье я подробнее расскажу о некоторых малоизвестных фактах, касающихся кружевного промысла в России.