Найти тему
4,6K подписчиков

“Ларс и настоящая девушка” (2007): Хозяин своих иллюзий

102 прочитали

Драма с элементами комедии “Ларс и настоящая девушка” (Lars and the Real Girl) режиссёра “Круэллы” (2021, Cruella) и “Тони против всех” (2017, I, Tonya) Крейга Гиллеспи (Craig Gillespie) произвела на меня сильное впечатление, собственно, как и эти два более поздних его фильма.

Постер к фильму  “Ларс и настоящая девушка” (2007)
Постер к фильму “Ларс и настоящая девушка” (2007)

Во-первых, я не думала, что Райан Гослинг (Ryan Gosling), который исполнил главную роль Ларса, умеет так проникновенно играть. Он всегда был для меня симпатичным голливудским мальчиком, кто отлично справляется с ролями умников и красавцев, кто может дать фору в уме и красоте менее удачливым персонажам.

На момент просмотра моими самыми любимыми его ролями были водитель в “Драйве” Николаса Виндинга Рёфна (2010, Drive – Nicolas Winding Refn) и агент Сьерра-Шесть (настоящее имя Кортланд Джентри) в “Сером человеке” братьев Руссо (2022, The Gray Man – Anthony Russo, Joe Russo). Теперь же его Ларс Линдстром однозначно встанет в ряд с этими героями. Он исполнил эту сложную и неоднозначную роль настолько трогательно и аккуратно, как это возможно. Он не вызывал излишней жалости, это были желание поддержать и проявить понимание. Его герой находится в очень щекотливом положении, буквально в шаге от диагноза, но шаг он этот не делает.

Во-вторых, этот фильм необычно раскрывает тему одиночества. Он показывает одиноких на разные лады людей, кто справляется с этим состоянием по-своему. Режиссёру удалось соединить понимания одиночества в один фильм, чтобы в итоге получилась складная поучительная картина.

Любопытно то, что сценарий “Ларса и настоящей девушки” был у Гиллеспи четыре года на руках, прежде, чем он приступил к разработке проекта. Он прочитал его, но считал идею абсурдной, так же, как и многие студии, которые отказались от него. До начала работы над “Ларсом”, у Гиллеспи была неудача с проектом Mr. Woodcock. Тестовые просмотры принесли негативные оценки зрителей, так что был назначен другой режиссёр, а сцены переписаны и сняты заново. Крейг Гиллеспи вернулся к странному проекту, организовал пре-продакшн. И на самом деле всё получилось отлично.

Сюжет фильма

Ларсу Линдстрому 27 лет, и он одинок. Он живёт в гараже, потому что его старший брат Гус поселился в родительском доме со своей беременной женой Карин. Ларс никого к себе не подпускает, отказывается от встреч, хотя Карин пытается вовлечь его в семейную жизнь.

В офисе коллега рассказал Ларсу о сайте RealDoll, где можно заказать резиновую куклу, создав её по своим собственным критериям.

Ларс решает, что может заказать себе такую спутницу. И ему доставляют однажды зимним днём Бьянку.

Мысли по фильму после просмотра

Одно то, что Ларс выдаёт резиновую куклу за свою гёрлфренд, демонстрируя свои знания о её жизни, будто это она сама ему их рассказывает, заставляет считать, что речь в фильме пойдёт о психическом расстройстве. В какой-то степени это оно и есть, но не то, когда требуется психиатр. Хотя видеть взрослого парня с куклой, сидящей рядом, очень жутко и становится понятно, почему режиссёр долгое время не принимался за работу над ним. (сложно подобрать комфортное повествование)

На самом деле, сам Ларс проявляет себя больше как здоровый человек, но очень одинокий и глубоко переживающий свою печаль. Он остался один с самого детства, ему не досталось тепла и заботы, потому что его мать умерла при родах, а отец был слишком отстранён из-за потери жены. Старший брат занимался устройством своей жизни в первую очередь, так же как и отец, отодвинув существование Ларса на дальний план. Так, у парня развился комплекс вины за то, что это именно он причина гибели его матери. Ларс отгородился ото всего мира.

Ларс и его серая вязаная накидка
Ларс и его серая вязаная накидка

Визуально в кадре это выражается через проживание в гараже (как способ, чтобы не мешать семье брата), ношение множества слоёв одежды, как спасение от прикосновений чужих людей (особенно он привязан к серой вязаной накидке, которой он в начале фильма почти полностью закрывает лицо), имитация общения с куклой, так как она не будет его трогать и пересекать границы (у него нет чёткого ощущения ответственности, она не сформировалась из-за постоянного отстранения от окружающих, поэтому придумывание ситуаций с Бьянкой соответствует его уровню требований к собеседнику), а ещё между Ларсом и его любым собеседником часто есть граница (окно в начале фильма – между ним и Карин, приглашающей его в дом; перчатки, без которых он не пожимает никому руки; сама кукла, стоящая между Ларсом и Марго, настоящей девушкой, которая проявила к нему интерес в офисе).

При этом Ларс подаёт признаки эмпатии, они маленькие, и только заинтересованные в его благополучии люди замечают их. Когда Карин приходит к Ларсу в гараж, он даёт ей свою накидку, потому что холодно. Когда он приходит на вечеринку к коллеге, все смотрят на него косо, потому что он с Бьянкой, но Марго выражает понимание и не смеётся над ним, что Ларс оценивает, хотя и не выражает ей благодарности напрямую. Ларс сам постепенно осознаёт, что Бьянка – лишь замена реальности, но она ему просто нужна как что-то, что он выбрал сам и он держится за это, как за то, что для него символизирует настоящее. Он отрабатывает ней навыки заботы. Я сделала такой вывод по тому, что он придумал, что она не может ходить и ей требуется инвалидная коляска. С одной стороны, это забота и развитие чувства ответственности, но, с другой стороны, он проявляет контроль. То, что с ним произошло (смерть матери и вынужденное одиночество), не было в его власти, он не мог это проконтролировать. С Бьянкой у него обратная ситуация.

Врач объясняет Гусу и Карин, что для Ларса эта кукла является так называемой галлюцинацией, и человек сам принимает решение, как ему чувствовать. Она говорит, что им остаётся только подыгрывать ему и ждать, когда он сам поймёт, что Бьянка ему больше не нужна. В этой вселенной, окружающей одинокого 27-летнего парня, есть и другие обитатели, не отстающие по странности от него. Когда обнаруживается, что другие жители городка надевают платьица на котов, отдают все свои сбережения клубу НЛО, страдают клептоманией, коллекционируют игрушечных солдатиков и плюшевых мишек, считая их важной частью своей личности, и хотят всех подряд обнимать, выражая так свою чрезмерную эмоциональность, отношения Ларса кажутся такой же странностью, и уже даже не диагнозом.

В этом фильме это показано настолько трогательно и аккуратно, как это возможно. Трудно назвать Ларса больным лишь на том основании, что он заказал куклу и стал называть её своей девушкой, придумав для неё биографию. Он заместил ею пустое место рядом с собой до тех пор, пока необходимость в заменителе не исчезла, и он не осознал, что готов к настоящим отношениям.

Сюжет фильма напомнил мне проживание фанатства в подростковом возрасте. Это двоякая ситуация. Нормально, когда школьники увлекаются кем-то, это подталкивает их изучать новый язык, новую страну, культуру. Благодаря кумиру получается открыть в себе талант какой-нибудь – сочинение стихов, прозы, съёмок видео, что в будущем может привести к решению поступить на режиссёрский факультет, или выбрать другое творческое направление деятельности. Оборотной стороной является сильное увлечение личностью артиста, и это занимает очень много времени. Увлечение артистом бывает необходимо для ухода от реальности, для заполнения пустоты, если есть проблемы с общением. В какой-то момент увлечение приобретает безопасный уровень, то есть человек отпускает свою иллюзию, и отдаётся реальной жизни. Я думаю, что в контексте фильма Ларс пережил некое фанатство в сознательном возрасте. Он смотрел, что делают окружающие, и попытался “прожить иллюзию” на свой манер.

Ларс и Бьянка на вечеринке у коллеги Ларса
Ларс и Бьянка на вечеринке у коллеги Ларса

В некотором роде куклой он считал сам себя. Об этом можно судить по его одежде в финале – на нём был розовый свитер, который “носила” Бьянка. Он простился с иллюзией, или своей галлюцинацией, и принял себя живым в итоге. Он сам сделал шаг в сторону Марго. Это означает, что совершаемое им было осознанно. Ему просто нужно было научиться быть живым, но на свой манер.

Финальный эпизод, когда Ларс принимает Марго в свою жизнь
Финальный эпизод, когда Ларс принимает Марго в свою жизнь
На этом фото видно, что свитер тот же, что и у Бьянке (для сравнения фото выше)
На этом фото видно, что свитер тот же, что и у Бьянке (для сравнения фото выше)

Итак, я оценила сюжет с художественной точки зрения, но не с точки зрения медицины. Судя по построению повествования, по использованию приглушённых оттенков кадров для передачи холодности и уныния, скупости чувств и общего ощущения одиночества свойственного каждому, кто окружает Ларса, этот фильм пытается рассказать о переживании чувства вины из-за каких-либо событий в жизни. Я думаю, что фильм “Ларс и настоящая девушка” относится к удачным примерам использования проблемных психических состояний человека, который не манипулирует, а делает качественную репрезентацию.

***

Интересно, что Крейг Гиллеспи, не испытывая тяги к постановке полнометражных художественных фильмов, снимает такое крутое кино.

Цитата режиссёра: “У меня не было страсти к съёмкам кино, пока мне не исполнилось двадцать. Да и то, это было чистой случайностью – мой друг занимался съёмками и вовлёк в процесс меня. Так что, профессия – режиссёр, не была целью, которую я преследовал. Мне нравилось кино само по себе, а вот более искусным в этом деле я становился с возрастом” (I didn’t really create a passion for film until I was in my twenties, and even then it was a friend of mine who got me into directing, because he was doing it. So it wasn’t really on my radar. I enjoyed films, but it’s something that I became more educated in as I got older).

Он пришёл в художественное кино из коммерческой рекламы, где заработал хорошую репутацию и собрал ряд престижных премий, в том числе Clios, LIAA, D&AD, One Shows, Effies.