В январе 1970 года в нью-йоркском отеле Waldorf Astoria компания Stutz Motor Car of America представила один из самых дорогих автомобилей в мире! Stutz Blackhawk 1971 модельного года стоил 26 500 долларов, примерно как приличный американский дом (сегодня это около 200 000 долларов). Автомобили собирались вручную в Италии, кузов был покрыт четырнадцатью слоями лака, в отделке салона применялось 18-каратное золото, ореховое дерево, натуральная кожа высочайшего качества, на полу лежали ковры их овечьей шерсти, а позже норковые! Даже ключи были позолочены... Это был передвижной памятник автомобильной роскоши!
С чего всё началось?! Гламурный журнал Esquire предложил бывшему дизайнеру Studebaker и Chrysler легендарному Вирджилу Экснеру представить как могли-бы выглядеть автомобили 1964 модельного года давно не существующих американских брендов Duesenberg, Mercer, Packard и Stutz.
Проект возрожденного Duesenberg практически сразу пошел в работу, а позже стряхнуть пыль решили и с марки Stutz. Большой удачей стало то, что права на бренд не принадлежали никому...
В начале ХХ века компания Stutz вошла в историю, выпустив первый американский суперкар, хотя это вопрос дискуссионный. Тем не менее, Stutz Bearcat представлял собой настоящий гоночный болид, доступный частным лицам.
К середине 1920-х Гарри Штутц переориентировался на рынок престижных автомобилей, но Великая депрессия не оставила его бизнесу шансов и в 1937 году Stutz прекратил существование.
В 1968 году права на марку заполучил инвестор Джеймс О'Доннелл и пригласил Вирджила Экснера для воплощения в жизнь его эскизов. С благословения руководителя Pontiac знаменитого авантюриста Джона ДеЛориана за основу возрожденных Stutz взяли купе Pontiac Grand Prix 1969 года - массовый автомобиль на платформе General Motors G-body с 7,5-литровым V8 (320 лошадиных сил) и автоматической коробкой передач. Полностью комплектные Grand Prix отправили в Италию в кузовное ателье Carrozzeria Padane, где автомобили преобразовывались в Stutz Blackhawk.
Единственным дилером Stutz была компания Жюля Мейерса из Лос-Анджелеса. Данного гражданина выбрали не случайно - он снабжал автомобилями голливудских звезд и лично знал массу потенциальных клиентов Stutz. Первым владельцем Stutz Blackhawk стал "Король рок-н-ролла" Элвис Пресли: к его дому подкатил Жюль Мейерс, совершавший демонстрационные поездки по Беверли-Хиллз. Элвис был в шоке и сразу начал выписывать чек! Возникла неловкая ситуация, ведь этот автомобиль уже был обещан Фрэнку Синатре... Как думаете, кому досталась машина?! Конечно, Элвису! Просто, Король предложил позировать для рекламных фотографий, чего Синатра делать не хотел. Но ему пришлось ждать пока автомобиль представят на автосалоне в Лос-Анджелесе.
Stutz Blackhawk покупали звезды и миллионеры, автомобиль снимали в кино: от оригинального "Угнать за 60 секунд" до сериала "Коломбо", где он без слов демонстрировал вызывающее богатство персонажей. Кстати, у Элвиса было аж три (!) Stutz Blackhawk, а некоторым данным четыре! Певец с большим удовольствием лично водил эти автомобили и именно в одном из них вернулся домой после полуночи 16 апреля 1977 года, когда поджидающих Короля фанат сделал фото, ставшее последним прижизненным снимком Элвиса...
Другими владельцами Stutz Blackhawk были вышеупомянутый Фрэнк Синатра, Дин Мартин, Джонни Кэш, Пол Маккартни, Элтон Джон, Аль Пачино, боксёры Мухаммед Али и Джордж Форман, а также масса звезд своего времени. Владеть Stutz считалось особым шиком! Некоторые, как и Элвис, покупали по несколько экземпляров, а у шаха Ирана было целых 12 машин.
В общем, клиентура у Stutz была что надо, но финансовое положение - плачевным. Катастрофическая логистика производства этому способствовала. Перевозка донорских Pontiac в Италию из Детройта, а готовых Stutz из Европы в Калифорнию - очень сомнительная бизнес-модель. В 1990-е Cadillac с кабриолетом Allante ощутил это сполна.
Каждый Blackhawk первой серии приносил убыток в 10 000 долларов (при цене в 26 500 долларов), поэтому менялись подрядчики, собиравшие автомобили в Италии, использовались другие агрегаты, кузова пытались упростить, в частности отказались от разделенного ветрового стекла - одной из изюминок Stutz Blackhawk, автомобили все больше унифицировались с серийной продукцией General Motors.
Stutz нес и другие потери: в 1973 году скончался Вирджил Экснер, дилерский центр Мейерса закрылся в 1976 году, а в 1977 году умер главный клиент Stutz - Элвис Пресли. Купе, кабриолеты (в т.ч. полноприводные на базе Chevrolet Suburban), лимузины Stutz Blackhawk худо-бедно выпускались до 1995 года, хоть их основная слава и закончилась вместе с 1970-ми. Всего удалось выпустить около 600 автомобилей.
Второй Stutz Blackhawk Элвиса Пресли (на фото ниже) в конце 2022 году был продан на аукционе Mecum в США за приличные 297 000 долларов. Автомобиль на большого любителя, причем любителя Элвиса Пресли, скорее всего...
Для фанатов с меньшим количеством свободных средств есть модель!
Сергей Клюшниченко
Фото Hagerty Media, Gooding & Company и Mecum