При упоминании фамилии Сурошниковых в первую очередь вспоминают младшего из четверых братьев – Василия Михайловича, крупнейшего самарского домовладельца, миллионера, зятя Антона Шихобалова и претендента по пост самарского вице-губернатора. Старшие братья – Александр, Константин и Алексей – сейчас как-то потерялись в его тени, хотя в свое время тоже были людьми в городе видными.
Старший, Александр, родившийся, согласно записям церковных книг, 25 августа 1855-го года, числился самарским 2-гильдии купцом. Проживал в фамильной усадьбе Сурошниковых на перекрестке улиц Венцека и Степана Разина со своей немалой семьей – женой Евдокией Сидоровной, урожденной Бутырской, тремя сыновьями и шестью дочерьми. От традиционных для прежнего купечества патриархально- монархических ценностей был далек, вместе с братьями поддерживал, в том числе и материально, буржуазную партию октябристов, финансируя их печатный орган «Голос Самары».
Имел в собственности хлебные амбары на Самарке, гостиницу на ул. Дворянской и 153 десятины земельных угодий под Самарой и Бугурусланом. В 1912-м году организовал первую в Самаре службу такси, которая вначале работала только по маршруту от вокзала до гостиницы «Националь», принадлежавшей его брату В.М. Сурошникову.
В 1897-м году Александр Сурошников приобрел у наследников «временного самарского купца» П.В. Колесова усадебное место на новом торговом променаде - улице Ново-Соборной. Вместо стоявшего на участке с нынешним адресом Молодогвардейская, 90 типового одноэтажного каменного дома, Сурошников через год выстроил по проекту А. Щербачева нарядный двухэтажный особняк в неорусской стилистике.
В первом этаже в левой части симметричного фасада расположилась полуциркульная арка сквозного проезда во двор усадьбы, в правой – парадный вход в жилые помещения второго этажа.
По сторонам находящегося в центре входа в магазин размещены витрины в виде сдвоенных окон-бифориев так же с полуциркульными перемычками и рельефными архивольтами. Все детали богатейшего архитектурного декора - рустованные дверные проёмы, проездная арка, пилястры, полуциркульные архивольты и килевидные кокошники, обрамляющие оконные проёмы, полуколонны в бифориях, развитые карнизные пояса – выполнены фигурной кладкой.
В первом этаже напоминающего древнерусские боярские палаты дома Александр Сурошников открыл собственный галантерейно-мануфактурный магазин, о чем жителей города тут же известила реклама на первых полосах «Голоса Самары».
Спустя еще год А.М. Сурошников, согласно "отношения старшего нотариуса № 5240 от 2 июля 1899 г.",стал владельцем соседнего дворового места – на нынешней Молодогвардейской, 88. На сменившей десяток хозяев усадьбе стояли несколько одноэтажных домиков со службами, вместо которых новый владелец – опять же по проекту А. Щербачева – к 1903-му году выстроил трехэтажное здание, отчасти «перекликающееся» с соседним, но уже с чертами стиля «модерн».
Композиция его асимметрична – с широким ризалитом слева и «западающей» частью справа. Фасад фланкирован пилястрами, рустованными в уровне первого-второго этажей и декорированными нишей в уровне третьего Асимметрично «расставленные» окна второго этажа имеют прямые перемычки, третьего – полуциркульные, с профилированными наличниками, замковыми камнями и межоконными пилястрами с нишами.
Ризалит увенчан фигурной аттиковой стенкой с кирпичным декором в виде цветка и круглым окном-люкарной. Правую часть фасада уравновешивает парапетный столбик.
Квартиры на втором и третьем этажах сдавались в аренду, первый этаж занял расширившийся магазин Сурошникова, а в подвалах разместилась ни много ни мало – собственная нефтяная электростанция! В 1911-м году городские инженеры оценили ее в 6500 рублей и обложили соответствующим налогом. Предприниматель потребовал проведения экспертиз, подтвердивших экономичность и дешевизну электростанции, и таки добился снижения налоговой ставки.
Еще известно, что все братья Сурошниковы в период с 1906-го по 1914-й годы перешли из купеческого сословия в мещанское. Александр Сурошников стал именоваться «просто» - «потомственный почетный гражданин города». Возможно, бурное развитие капитализма стерло грани между сословиями, а кроме того, «присутствие» в купеческом сословии требовало отчетов о всех движимых и недвижимых активах, что Сурошниковых, похоже, напрягало – как и бесконечный поток сатирических заметок и фельетонов в прессе.
Революция положила конец как фельетонам, так и частной собственности. Доходные дома А.С. Сурошникова оказались в списках муниципализированных за 1919-й год. В 1920-е в них работал «магазин кожно-обувной торговли «Кожевник», К.П.Кузьмина и самарская контора Московского акционерного общества «Мосторг», с 1930-х заселились Горфинотдел, лаборатория Спиртотреста и контора треста высшей парфюмерии и мыловаренной промышленности «Ленжет». В 1980-е работал комиссионный магазин, а последние несколько десятков лет - магазин-салон «Светлый дом».
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете