Квантовая механика породила такое философское понятие как «квантовое бессмертие». Это вариант эксперимента «кот Шрёдингера», в котором в роли кота выступает сам наблюдатель. Далее, согласно Википедии:
«Если верна многомировая интерпретация Эверетта, то в результате каждого проведённого эксперимента вселенная расщепляется на две вселенных, в одной из которых участник остаётся жив, а в другой погибает. С точки зрения неумершего участника, эксперимент будет продолжаться вечно. Это происходит потому, что в любом ответвлении участник способен наблюдать результат эксперимента лишь в том мире, в котором он выживает. Одна из разновидностей этого мысленного эксперимента носит название «квантовое бессмертие». В этом парадоксальном эксперименте предсказывается, что если многомировая интерпретация квантовой механики верна, то наблюдатель вообще никогда не сможет перестать существовать».
Все мы, независимо от нашей воли и желания, участвуем в подобном эксперименте. В каждое мгновение с любым человеком может случиться трагическая случайность — от банального инфаркта до падения метеорита на голову. Более того, в эксперименте участвует и всё человечество в целом. А именно — падение достаточно крупного астероида или ядра кометы, пролёт через Солнечную систему чёрной дыры, близкий взрыв сверхновой и т.д. могут уничтожить либо вообще всю жизнь на нашей планете, либо по крайней мере жизнь разумную, то бишь всех людей.
Это вовсе не абстрактная идея, а проверенный факт — динозавры тому примером. Если бы не падение огромного астероида, нас с вами бы не было, а Землю по-прежнему заселяли рептилии, возможно, к нашему времени обретшие разум и выстроившие собственную цивилизацию. Если верна та самая многомировая интерпретация Эверетта, то среди всех вариантов истории Земли есть и те, в которых цивилизация на нашей планете сейчас рептильная, а не из млекопитающих особей.
Астероид, уничтоживший динозавров, упал примерно 66 миллионов лет тому назад. Согласно современным данным, подобные события в истории нашей планеты случаются в среднем каждые 60 миллионов лет. Разумеется, этот временной интервал меняется случайным образом и нельзя сказать, что смертельно опасный астероид должен был упасть 6 миллионов лет тому назад. Для наглядности представим, что все вообще исходы всех событий на Земле — это такой огромный круг сыра. Астероид — крыса, которая его грызёт. Мы не знаем, находится ли наш вариант Земли ближе к краю или в самом центре этого круга. Известно только, что круг грызут уже очень давно.
Притом крыса не одна, ведь человечество может уничтожить не только астероид, но и другие фатальные космические, геологические и биологические события. То есть крыс несколько и они грызут наш сыр с разных сторон. За последний век к ним добавились угрозы, исходящие от самого человечества. Глобальный термоядерный конфликт, серия техногенных катастроф, смертельно опасные искусственные вирусы... Каждая из этих угроз может и не уничтожить всех людей, но выжившие, из-за деградации общества, могут постепенно вымереть — подобная опасность наглядно показана в английском фильме «Нити» 1984 года, посвящённом последствиям ядерной войны.
Допустим, от целого куска сыра, то бишь всех вариантов развития человечества, остался лишь крохотный кусок, который уже почти доеден крысиной стаей. Мы об этом узнать не можем, потому что смотрим изнутри этого куска и оценить его размеры не в состоянии. Однако интуитивно люди это чувствуют — о Конце Света люди размышляли во все эпохи, но жанр глобальной катастрофы, а также разнообразной постапокалиптики, стал особенно популярен с середины XX века. Однако то самое «квантовое бессмертие» означает, что мы не узнаем о трагическом исходе до самого конца, потому что квантовый наблюдатель остаётся, пока существует хотя бы один вариант, в котором он выжил.
Сравнение с обычным сыром не совсем верно — ведь каждое мгновение происходит расщепление реальности на множество разных исходов текущих событий, то есть кусок сыра волшебный, он постоянно увеличивается. Но крысы, то бишь неблагоприятные события, где-то (в иных вариантах истории) его всё-таки уничтожают. Размеры остатка сырного круга в таком случае будут зависеть от сравнительной скорости угрызания крысами сырного круга со скоростью роста этого круга. Похоже, этот круг всё-таки сокращается. Но если люди научатся бороться хотя бы с частью из угрожающих существованию цивилизации событий, это «убьёт» данных конкретных крыс, то бишь соответствующие глобальные катастрофы перестанут уменьшать вероятность существования человечества.
Вернёмся к квантовой теории. Факт существования человечества квантован, то есть не делится на доли, он либо равен 1 (человечество есть), либо 0 (человечество погибло). Но вот если взять всю сумму человечеств из всех параллельных миров, то их число заведомо намного меньше, чем количество этих самых миров — включая те миры, в которых человечество вообще не возникло. И доля безлюдных миров со временем только растёт. Нас бы это никак не касалось, если бы параллельные миры не влияли друг на друга. Однако, согласно той же квантовой механике, это влияние есть. Что доказывает работа квантовых компьютеров, которые используют вычислительные мощности своих аналогов из других вариантов истории. И увеличение процента безлюдных пространств в ближайшем окружении нашего варианта Земли не может не сказываться на нашей реальности. Каждый человек, из-за того, что его копии в других вариантах истории исчезают, становится, условно говоря, менее реальным. То есть вероятность его внезапной смерти из-за каких-либо естественных или неестественных причин объективно растёт. Не в этом ли причина увеличения смертности вроде бы здоровых людей за последнее время?