У IT-шников, как и у танцоров, есть два объекта, которые не позволяют развернуться в полной «красе» – это заказчики и пользователи, они обладают полным комплектом социально-психологических качеств, способных сорвать разработку IT-продукта на стадии задумки. Лучшая иллюстрация из жизни.
Для нужд конторы потребовалось разработать небольшую утилиту, способную собрать анкеты. Нашлось молодое дарование, отличник в ВУЗе, черный пояс по каким-то боевым искусствам и полностью self-made человек. Диалог:
– Вы не боитесь, что наживете себе врагов?
– ???
– Я подрабатывал системным администратором в компании интернет-провайдера. Для себя написал утилиту, позволяющую учитывать время выхода пользователей в интернет. Когда об этом узнало начальство, уволили четырех женщин, которые готовили счета для пользователей. С Вами такого не будет?
– Пиши, дорогой... наша контора как «скатерть-самобранка» умудряется плодить рутинную работу неиссякающим потоком. Со мной этого не произойдет.
Научно-технический прогресс всегда ограничен в области применения, общество либо не квалифицированно, либо нет социально-политических условий для принятия новинок. «Технарям» это «выносит мозг», можно сделать, но не «хочУт». (об этом здесь, здесь и здесь)
В истории IT были случаи, когда разработчики получали полный карт-бланш. Заказчикам нужна была разработка как кислород воздуха, а в перспективе у пользователей маячил голод.
Проект Киберсин (Cybersyn)
Киберсин (англ. Cybersyn) – проект централизованного компьютерного управления плановой экономикой, который строился в Чили при президенте Сальвадоре Альенде в 1970-1973 годах. Проект осуществлялся под руководством британского теоретика исследования операций Стаффорда Бира.
(иллюстрация отсюда)
Об этом проекте, его авторах и технических решениях можно прочитать по ссылкам «Сальвадор Альенде и система Киберсин», «Проект Cybersyn. Неудачная попытка создать технократию», «‘Дедушка’ EDI и MasterData. История проекта ‘Киберсин’».
Проект могли бы забыть, как и множество других проектов, если бы не история произошедшая в 1972 году.
Забастовка перевозчиков и владельцев магазинов
Далее цитата отсюда
К 1972 году началось развертывание системы. Но дело осложнялось внутриполитическими конфликтами в Чили и поддержкой противоборствующих сторон извне – странами Запада и социалистическим лагерем.
В этих условиях случилось первое «боевое крещение» новой системы во время масштабной забастовки владельцев грузовиков. Чили отличалось особым географических положением. Территория страны представляла собой узкую полосу, протянувшуюся на тысячи километров вдоль тихоокеанского побережья. В стране почти не было железнодорожной сети, а сухопутные грузоперевозки осуществлялись автотранспортом. Объединённые в некое подобие цеховых гильдий, перевозчики в вместе с владельцами магазинов выступили против создаваемой в Чили системы распределения товаров и национализации предприятий. Забастовщики практически парализовали транспортное сообщение и торговлю в стране.
(иллюстрация отсюда)
Для снабжения столицы было решено мобилизовать имевшиеся в распоряжении правительства ресурсы. Бастовало более 50 тысяч водителей, а верными Альенде остались порядка 200 грузовиков. «Киберсин» просчитал необходимую логистику и успешно организовал доставку продовольствия малыми силами.
Телексы использовали для получения сведений, где было наиболее тяжёлое положение и где люди могли бы помочь нуждающимся. Смены в диспетчерских в Сантьяго работали круглосуточно.
Когда водители повторили забастовку во второй раз, транспортная система с помощью «Киберсина» справилась с ситуацией ещё лучше и быстрее. Впрочем, события в стране к тому времени уже плавно перетекли в гражданскую войну, закончившуюся крахом режима Альенде.
Но история с забастовкой открыла интересную возможность системы – предсказание и прогнозирование событий подобного рода, на основании уже произошедшего, что ранее не было очевидно. «Киберсин» постепенно приобретал новые функции.
11 сентября 1973 года (sic!) в Чили произошел военный переворот. Альенде расстреляли, «Киберсин» разломали, а Бир отказался от материальных ценностей и переехал в срединный Уэльс, где уединённо жил, интересуясь поэзией и искусством. Как я его понимаю...
Сам проект никогда не был повторён в таком же виде, но стал легендой, предвосхитившей появление технологий управления большими данными, автоматизацию бизнес-процессов и электронный документооборот. Многие революционные подходы Бира стали общепринятыми стандартами в бизнесе уже в начале XXI века.