Каждый человек в своей жизни сталкивается с критикой, как конструктивной, так и деструктивной буквально с первых шагов своей жизни. И далеко не каждый знает, как правильно реагировать и справляться с подобными явлениями.
И если с критикой ,заказанной самим человеком, всё немного понятнее ( рецензии на тексты, слова жюри на конкурсе, оценка возможностей тренировок фитнесс-тренером и т.д.), то с критикой непрошенной всё немного сложнее.
Важно понимать сам механизм критики и ее конечную цель. Если мы говорим о деструктивной критике, то в конечном итоге ее цель- возможность манипуляции ( КПТ подход).
Как это работает?
Критика- оправдание- новый виток критики- ощущение вины- возможность манипуляции.
Деструктивная критика заставляет оппонента становиться в слабую позицию, оправдываться, ощущать вину и тем самым "открывать двери" для дальнейшего давления критиканта.
Знакомо? Тогда важно вовремя не впадать в оправдания ( первая ступень), чтобы не допустить дальнейшего развития событий. Как это сделать?
Прежде всего понимать, что оценка конструктивности-деструктивности критики лежит на трех принципах:
1. Объективность информации. Насколько слова в Ваш адрес объективны, есть ли переход на личность, есть ли доказательность?
2. Право на ошибку. Признается ли оно за Вами, когда Вас критикуют?
3. Право на плюраллизм мнений. Сколько человек- столько и оценок. Допускается ли то, что мнения могут не совпадать или идет жесткий прессинг, давление и продавливание границ?
Также важно понимать, что человек, который непрошено дестркутивно критикует скорее всего отыгрывает на Вас что-то своё, свои собственные проблемы. Во многом это попытки самоутвердится за Ваш счет и здесь может крыться как раз цель манипуляции. Можно ли, понимая это, злиться на человека? Безусловно, да. Но можно также где-то и посочувствовать.
Не впадать в оправдания помогают техники грамотного отреагирования:
1. Игра в туман. Представьте себе, что Вы-туман, который поглощает весь негатив и растворяет его. Вы легкий и невесомый туман, при этом Вы плотной пеленой захватываете чужую критику и пропускаете ее мимо себя.
Согласитесь с тем, что не хотите дальше продолжать. Не хотите оправдываться. " Хорошо, я Вас понял", "Я Вам услышал, а теперь, пожалуй, пойду дальше", " Мне жаль, что это вызвало у Вас такую реакцию".
2. Вопрос в ответ на критику ( неожиданный)
" Вы подметили интересный момент про меня. С чем связан такой интерес к моей персоне?"
3. Сознательное игнорирование. Взглядом, жестом покажите, что не готовы продолжать и продолжайте заниматься своими делами.
Если Вам сложно вырабатывать навыки самому, Вы всегда сможете обратиться к специалисту.
Клинический психолог
Детский-семейный-психолого.рф
Автор: Платонова Юлия Андреевна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru