Очирова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ 23 им. П.М.Эрдниева"
Руководитель ГМО учителей русского языка и литературы
Призёр республиканского этапа конкурса " Педагог года-2016"
Быстрый переход к массовому дистанционному обучению вызвал некий хаос в образовательном сообществе. Признаться честно, не все к этому были готовы. Если вы столкнулись с такой же ситуацией, то это публикация именно для вас. В статье рассмотрим технические и методические вопросы, связанные с организацией дистанционной учебной работы.
Представим для начала, что дистанционное обучение-это прекрасный цветок голубого лотоса, состоящий из девяти лепестков. Вы спросите, почему именно лотос?
Восточная традиция использует лотос для обозначения трех этапов в духовном росте человека: невежество, попытку его преодоления и обретенное понимание, а голубой цвет лотоса — это символ победы духовного над чувственным. Он олицетворяет мудрость и большие знания.
Чтобы успешно внедрить в свою практику дистанционное обучение, мы пройдем через три этапа «духовного роста человека» и соберем девять лепестков в прекрасный голубой лотос.
Первый лепесток – необходимость пройти курсы для педагогов по дистанционному обучению.Цель всех курсов – дать педагогам удобную шпаргалку к использованию продуктов, технологий и интернет-ресурсов для создания цифрового образовательного контента и помочь выстроить процесс взаимодействия с учениками в дистанционном формате.
Второй лепесток – выбор эффективных электронных образовательных платформ.Выбор непростой. Огромное количество платформ обладают разными возможностями. И чтобы выбрать нужную, необходимо изучить каждую. На это нужно много времени и сил.
Третий лепесток – найти ответы на три вопроса:
1. Чему я хочу научить моих учеников (каких учебных результатов они достигнут)?
2. Как ученики этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)?
3. Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?
Исходя из ответов появляется четвертый лепесток – составление плана работы:какие учебные материалы надо создать, как мониторить работу ребят, как и когда предоставлять им обратную связь.
Чтобы начать реализацию своего плана работы необходимо взять пятый лепесток – мониторинг готовности обучающихся к дистанционной форме обучения. Сюда входит: наличие устройств и возможностей интернета, установка необходимых приложений, разработка рекомендаций и памяток по использованию. Необходимо выявить тех, кто не сможет получать информацию и взаимодействовать онлайн, продумать форму работы с такими обучающимися и родителями (вплоть до организации очно-заочного обучения на этот период с предоставлением графика контрольных работ).
Шестой лепесток – составление плана работы для обучающихся.Ученикам план нужен для того, чтобы помочь им спланировать время работы как в течение дня, так и всей учебной недели. План работы для учеников может содержать рекомендуемую дату и время для начала работы над заданием, сроки выполнения заданий, определенное время для встреч с учителем, ссылки на учебные материалы (если вы сразу можете их предоставить) или платформу, где будет идти работа.
Когда шесть лепестков собраны и работа идет полным ходом, можно взять седьмой лепесток - работа над созданием учебных материалов.Привычные формулировки заданий “учебник, стр.43-45, прочитать и ответить на вопросы” в дистанционном обучении становятся бессмысленными, так как не содержат обучающей функции. Организовать учебную работу дистанционно — значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у ученика должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой выработаете.
К учебным материалам необходимо прикреплять инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в классе), указывайте время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.
Восьмой лепесток – использование различных методов, приемов, форм дистанционного обучения.Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.Методы, приемы и формы зависят от цели и задач урока. Я представлю то, что использовала в своей педагогической практике.
1. Видеобучение(видеоуроки, видеокурс, видеолекция)
2. Видеоконференция, вебинар
3. Онлайн-урокв режиме реального времени.В этом случае организовать онлайн-урок мне предоставил возможность сервис Zoom.us.В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Ученики могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность говорить голосом, демонстрировать видео и работать на экране.
4. В режиме off-lineможно работать на платформе googlclassroom.Здесь есть возможность создавать презентации, таблицы, словари, контрольно-измерительные материалы (тесты). Самое главное, есть обратная связь.
Это только малая часть того, что я использовала за период «экстренного»внедрения дистанционного обучения.
Но насколько эффективным было дистанционное обучение, и как оно отразилось на качестве филологического образования, сказать сложно. На мой взгляд, оценить знания учеников объективно невозможно. Учебный предмет «Русский язык» в системе off-lineдает возможность детям при выполнении заданий пользоваться словарями, другими источниками информации. Проследить, делал ли он это самостоятельно, не представляется возможным. Но в то же время дистанционное обучение предоставляет возможность интенсивной подготовки к ЕГЭ;формирует различные виды чтения: изучающее, поисковое, ознакомительное, формирует умение работать в информационном пространстве: отбирать информацию в соответствии с темой, структурировать и использовать адекватно поставленной задаче.
Наряду с преимуществами дистанционного обучения, существуют и проблемы, с которыми мы, увы, столкнулись:
1) «живое» общение учителя с учениками и учеников между собой возможно только в режиме «Конференция», что негативно сказывается на развитии устной речи;
2) утрачивается навык письма - главная составляющая предмета «русский язык»;
3) нет возможности дополнительного объяснения материала слабоуспевающим ученикам;
4) распространение плагиата – использование неотредактированных готовых ответов из сети Интернет.
В связи с этим мне, как учителю-практику, сложно сейчас ответить на вопрос о качестве филологического образования в рамках дистанционного обучения. Я пока склоняюсь к мысли о том, что дистанционное обучение – это помощник, еще одна технология обучения, которая вместе с традиционным обучением может повысить качество знаний в области «Филология»
И наконец, девятый лепесток- психологический аспект. Педагог дистанционного образования — это отдельная специализация в рамках общей педагогической специальности. Увы, ситуация сложилась так, что осваивать эту специализацию учителям пришлось сходу, без предварительной подготовки и специального обучения. Это, безусловно, отразилось на эмоциональном фоне. Многим учителям было сложно перестроиться. Кто-то не владеет компьютером, кто-то не готов просиживать часами перед монитором, потому что это утомляет и забирает много сил, а кто-то считает, что визуальный контакт не заменит живого общения. Все это вызвало негативную реакцию со стороны учителей. Мотивация, в данном случае, необходима не только ученикам, но и учителям.
Как учитель, я понимаю, что дистанционная форма обучения неизбежно будет сопровождать нас в дальнейшем. Эту мысль необходимо принять и продолжать свою деятельность в новом формате. Здесь, на мой взгляд, уместны слова американского педагога-психолога Д.Карнеги: «Если судьба преподносит тебе лимон,сделай из него лимонад». Если дистанционное обучение-это веяние времени, реальность, то сделаем его успешным и эффективным.
Итак, если вам удалось собрать все девять лепестков лотоса, то вы прошли путь к успешному дистанционному обучению, остается только совершенствоваться.