Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 29)

Оглавление

Еще парочку хороших ужастиков показали совсем недавно. Ничего общего у этих фильмов нет, кроме того, что главные герои в них неприятно удивлены тем, что происходит с их телами.

Кадр из к/ф «Волк-викинг».
Кадр из к/ф «Волк-викинг».

«Волк-викинг»: шведский оборотень в Норвегии

Чудище не бегает со средневековым топором, после ночной охоты не превращается в приличного члена общества. Норвежец Стиг Свендсен представил свежий взгляд на тему оборотней.

В прологе говорят, что в 1050 году король Гудбранд Мрачный грабил Нормандские земли и нашел в монастыре тайник, где сидел щенок. Викинги не вернулись в Норвегию, на берег сошел лишь оборотень.

17-летняя шведка с разноцветными глазами Тале Берг приехала с матерью-полицейской и отчимом в норвежский городок Нюбо. На вечеринке оборотень нападает на дочь мэра. Тале получает рану плеча и мало что помнит, ее мать находит в лесу коготь. Вскоре в городок приходит мужик с рассказом про оборотня и патронами с серебряными пулями.

Фильм обладает лучшими качествами северного хоррора и неонуара. Холодные тона, лаконичные мизансцены, скромный неторопливый быт. Длительные проходы в компании с охотниками по комфортному для глаз россиянина хвойному лесу, мрачные сцены в тоннеле в горах.

Несмотря на очевидность присутствия оборотня, фильм сохраняет черты детектива, и это не скучно. Пока поцарапанная оборотнем девушка замечает за собой странности, слишком хорошо слышит и видит призраки как в «Американском оборотне в Лондоне», взрослые ведут следствие.

Приятно, что все спокойно и по порядку: полиция не ограничивается поиском волка, идут анатомический анализ, экспертиза зоолога, да еще краеведа, что следил за оборотнем с границы Финляндии и России и способен рассказать историю появления этих существ.

Недавно тут возник спор: может ли выйти хороший фильм, смешивающий фантастику с мистикой. «Волк-викинг» – еще один пример того, как стили хоррора удачно сближаются. Авторы предлагают свое объяснение существования монстров, в основе которого проклятие, но развитие существ – результат скрещивания.

«Бескрайний бассейн»: Скарсгарда как подменили

Брэндон Кроненберг после кино про обладание чужим телом («В чужой шкуре») представил другую ситуацию – когда свою рубашку можно отделить от тела. Это удалось на славу. Третий фильм не менее жесткий и остроумный, чем «Преступления будущего» Дэвида Кроненберга, вернувшегося к бодихоррору.

Писатель Джеймс Фостер (Александр Скарсгард) отдыхает с женой Эм (Клеопатра Коулмэн) на курорте в стране третьего мира. Он ищет вдохновение, а находит встречу с актрисой из рекламных роликов Габи (Миа Гот) и ее мужем архитектором Албаном (Жалиль Леспер).

Пары выезжают на дикий пляж, несмотря на запрет покидать отель за колючкой. По дороге Джеймс погубил прохожего. Теперь у него проблемы: тут виновного приговаривают к высшей мере. С биопанк-поблажкой для туристов: за кучу денег можно отправить на казнь клона...

Кадр из к/ф «Бескрайний бассейн».
Кадр из к/ф «Бескрайний бассейн».

Позже оказывается, что в отеле Джеймс не один такой, тут целый клуб приговоренных, и некоторые переживали свою казнь неоднократно.

Как и в предыдущем фильме, тут есть психоделическая игра цветами, лампами, видения (сначала в ходе медпроцедуры, потом от приема традиционных кореньев).

Бодихоррора в традиционном понимании 20-го века тут не очень много. То есть на голове не растет десяток ушей, как в последнем фильме режиссера-отца. Разве что шутки ради Брэндон надевает на героев маски-мутанты от местного национального культа, да заставляет персонажа Скарсгарда ходить со стоматологическим ретрактором во рту, что жутко и сюрно, хотя многие из нас знакомы с этой штукой по кабинету зубного.

Жути тут нагоняет другая телесность: когда герой раз разом наблюдает экзекуции со своими клонами, не будучи при том уверенным, что он сам не подменен, как и его компаньоны, которые по ходу действия становятся все более безумными и жесткими в своих экспериментах.

Да и нет нужды в обилии олдскульного бодихоррора (хоть он сейчас и снова в моде на фестивалях), старший Кроненберг в этом веке до последнего фильма предпочитал показ не столько телесных, сколько психологических, социальных и прочих мутаций, различных сбоев в идентификации и самоидентификации персонажей и т. п. В принципе, этим занимается и режиссер-сын. И отлично: воображаемый бодихоррор у них не менее чудной и тревожащий, чем настоящий.

Фильм родственен «Преступлениям будущего», так как тут сформировалась секта расширения возможностей человека благодаря фантастическим достижениям в биологии, сериалу «Белый лотос» с его сатирой на богатых курортников, а также «Треугольнику печали», «Забавным игры» с их немотивированными жестокими развлечениями мальчиков-мажоров и иронией над зрителем.

Последнее важно: Брендон Кроненберг ставит зрителя в ситуацию, когда даже очевидно поехавшие маньяки-курортники кажутся не такими уж опасными (с учетом непредсказуемости этой развивающейся страны) и в чем-то, как бы это ни было противоестественно, родными (показательная одна из кульминационных сцен с имитацией грудного вскармливания).

Кадр из к/ф «Бескрайний бассейн».
Кадр из к/ф «Бескрайний бассейн».

Для разнообразия можно смотреть на фильм не ради стеба над мажорами, а как остроумную историю о творческом кризисе. Или оба варианта сразу.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 28)
часть 27 / часть 26/ часть 25 / часть 24 /часть 23/часть 22/часть 21/часть 20/часть 19/часть 18/часть 17 / часть 16/часть 15/часть 14/ часть 13 / часть 12 / часть 11 / часть 10 / часть 9/часть 8/часть 7/часть 6/часть 5/часть 4 /часть 3/часть 2асть 1