Найти в Дзене

Проектирование урока химии на основе укрупнения дидактических единиц и использование ИКТ. Мацак О.В., МБОУ «Элистинский лицей»

Реализация компетентностного подхода в естественнонаучном образовании школьников, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий, усиление требований к результатам обучения определяет пересмотр и анализ структуры урока с позиций целостного процесса обучения химии. В проектировании урока химии важное место занимают идеи, заложенные в применяемых методах и технологиях. Технология укрупнения дидактических единиц направлена на интеграцию содержания и методов обучения, на действенное и оперативное применения знаний, на усиление практической составляющей урока. ИКТ используют для осуществления процесса обучения, благодаря таким инструментам, как интерактивность, мультимедиа, моделирование, что улучшает наглядность подачи материала за счёт движения, цвета, звука.

Реализация идеи укрупнения при проектировании урока связана с установлением ассоциативных связей: содержательных (причинно-следственных), формально-логических (связей субординации и соподчинения), генетических (по взаимопревращениям веществ).

Преодолению фрагментарности знаний и способов деятельности в ходе урока способствует блочный подход к изучению нового материала и применение заданий на основе минимума информации и последующее усложнение заданий, преобразование задания.

Организация процесса обучения методом укрупнения предполагает определённую последовательность разных типов уроков при изучении раздела, учебной темы. Структурирование учебного материала в соответствии с нашим преставлением об укрупнении дидактических единиц может быть реализовано:

-через лекционно-семинарскую систему уроков и её комбинирование с урочной системой обучения;

-выделением практических занятий по решению взаимосвязанных задач на основе химического эксперимента;

-через использование систем информационно-взаимосвязанных упражнений и заданий творческого характера.

Укрупненная дидактическая единица – это основная «клеточка» учебного процесса, включающая взаимосвязанные компоненты содержания, методов и приёмов обучения. В преподавании химии профильной школы структурирование материала укрупненными единицами мы осуществляем путём выделения крупных блоков и последующего свёртывания учебной информации. При составлении блоков содержания используются различные средства и приёмы свёртывания информации: схемы, рисунки, графики, общие формулы, уравнения, матрицы [1]. Организация работы с обучающимися при этом сводится к обсуждению основных её элементов, касающихся свойств, структуры и функций веществ. Деятельность учеников не ограничивается составлением блока содержания. На последующих этапах мы организуем беседу по обсуждению составленного блока, акцентируя внимание на выделение главного и самостоятельное составление выводов учащимися. Обсуждаемые вопросы требуют обращения к составленному блоку, детализации отдельных его элементов, привлечения знаний из повседневной жизни для подтверждения основных положений. При этом происходит обратная операция – развёртывание учебной информации.

Использование методов сравнения при блочной организации учебного материала требуют образного графического отображения. В процессе составления блока содержания информация представляется в обзорном виде, учебный материал лучше запоминается и воспроизводится учащимися.

Преобразование заданий помогает глубже понять количественные закономерности, рациональный смысл расчётных действий и операций. В обучении химии многие задачи являются взаимообратными. Например, установление состава вещества по продуктам реакций и определение массы и объёма продуктов сгорания вещества. Объединение решения прямых и обратных задач в рамках одного занятия позволяет понять скрытые зависимости, количественные закономерности и неявную информацию.

Основной формой упражнения по решению задач является многокомпонентное задание, образованное из нескольких логически разнородных, но информационно объединённых в некоторую целостность частей. Например, решение «готовой» задачи; составление обратной и её решение; составление аналогичной (по форме или уравнению и её решение). Каждая из таких задач представляется самостоятельной единицей учебного материала в процессе его усвоения. В системе отдельные задачи становятся элементами более укрупнённой единицы учебного материала. Уроки составления и решения задач в этом случае выполняют функцию обобщения и систематизации знаний по теме, разделу учебного материала, и, главное, развивают определённый стиль мышления. Конструирование системы уроков этого типа требует подготовительной работы учителя по отбору содержания, выделению в нём основных понятий и их систематизацию [2].

Как известно, в уроке различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внешняя структура урока характеризуется такими признаками, как состав (этапы), их последовательность и связи между ними. Особенность урока с применением укрупнённого подхода состоит в отсутствии резких переходов между этапами урока, последовательность между этапами урока обеспечивается выполнением информационно-взаимосвязанных заданий.

Внутренняя структура урока обусловлена логико-психологическими факторами, отражающими этапы движения познания ученика к достижению цели, самоорганизации знаний в процессе усвоения. Значимым фактором самоорганизации знаний школьников является целенаправленное изучение противоположных действий и операций в коротких временных интервалах, в рамках одного занятия. Сравнение, сопоставление и противопоставление изучаемых кислотно-основных (см.рисунок), окислительно-восстановительных свойств веществ, способов их получения, сопоставление и сравнение типов химической связи, структуры, термодинамических характеристик веществ, и, как следствие, проявляемых свойств создаёт возможность установления причинно-следственных связей. Применение таких приёмов и методов делают получаемые знания легкодоступными для применения, способствуя их самоорганизации. Применение технологии УДЕ соединяет внешнюю и внутреннюю структуры в целостной системе урока.

Использование современных технологий эффективно при разработке уроков. Создание и выполнение творческих заданий учащимися, применение ИКТ, УДЕ, системно- деятельностного и компетентностного подходов, становление личностных характеристик учащихся - это далеко не полный перечень многогранной работы учителя.

Рисунок. Сопоставление химических свойств оснований и кислот
Рисунок. Сопоставление химических свойств оснований и кислот