Найти тему
Культура Урала

История русской живописи в картинах Екатеринбургского музея ИЗО

Оглавление

За один визит в Екатеринбургский музей ИЗО можно изучить историю искусства. Мы выбрали 5 отечественных картин из постоянной экспозиции музея, которые представляют разные направления.

Русская иконопись

Неизвестный автор. Страшный суд. XVII век
Неизвестный автор. Страшный суд. XVII век

Икона «Страшный суд» — это нравоучительное предупреждение о том, что Страшный суд может застать человека в любой момент. В центре композиции — Христос в образе Страшного Судии, ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, ходатайствующие за весь род человеческий. Развернутое сложносочиненное повествование о событиях Страшного суда венчают 2 ангела, скручивающих звездное небо в свиток. Таким образом знаменуется конец всех времен.

Русский пейзаж

Алексей Саврасов. Начало весны. 1888
Алексей Саврасов. Начало весны. 1888

Алексей Саврасов - один из первых авторов лирических русских пейзажей. До второй половины XIX столетия родная природа особенно не вдохновляла русских живописцев. После окончания Академии художники, как правило, отправлялись в Италию на стажировку и не спешили возвращаться домой. Поэтому пленэрную живопись русские художники зачастую осваивали в южном итальянском климате.

Покосившаяся избушка, развешенное на плетне белье, дым из трубы, редкие деревья, — до Саврасова такая проза российской деревни считалась недостойной внимания живописца. Тонкие световые нюансы в изображении неба и снега придают обычному, на первый взгляд, пейзажу поэтическое настроение, которым Саврасов вдохновил целую плеяду молодых художников. Среди его учеников, продолживших лирическое осмысление русской природы, воспевающих её трепетность и простую красоту — Константин Коровин, Михаил Нестеров, Исаак Левитан.

Русский портрет

Иван Крамской. Женский портрет (Л.Г. Гинцбург ?). 1881
Иван Крамской. Женский портрет (Л.Г. Гинцбург ?). 1881

Возможно, на портрете изображена Луиза Горациевна Гинцбург - дочь владельца крупнейшего в Санкт-Петербурге банкирского и промышленного дома, известного мецената. Крамской показывает ее такой, какая она есть - в настоящей повседневности. Во второй половине XIX века художники стремились выхватить момент из реальной жизни человека. В этом портрете проявился интерес к реалистичным женским портретам, где героини изображаются за их естественными делами - например, за чтением.

Художественное объединение «Мир искусства»

Судейкин С.Ю. Маскарад, 1910-е
Судейкин С.Ю. Маскарад, 1910-е

Участники художественного движения «Мир искусства», возникшего в России на рубеже XIX-XX веков, выступали против официальной академической живописи и критиковали социальную направленность работ передвижников. Объединение просуществовало всего несколько лет, но именно оно сместило фокус русских художников с содержания на поиск нового изобразительного языка. «Мирискусники» стремились к свободе самовыражения, игре, фантазии, театрализации.

Театральные мотивы постоянно возникали в творчестве Сергея Судейкина, активного участника «Мира искусства». В «Маскараде» он изобразил застывших в театральной мизансцене персонажей итальянской комедии дель арте. Сценическая декорация или настоящий парк простирается за спинами Коломбины и Арлекина? Художник намеренно стирает грани между реальностью и игрой. Яркая палитра и нарочитая декоративность усиливают прием: живописец как будто одинаково играючи относится и к подлинному, и к искусственному.

Русский импрессионизм

Импрессионисты начали писать картины не в мастерских, а на свежем воздухе — на пленэре. Улица не бывает статична, и это значит, что на полотне можно запечатлеть не окружающую реальность, а лишь впечатления от неё.

Не все искусствоведы принимают термин «русский импрессионизм», но творчество русского художника Константина Коровина, бесспорно, воплощает принципы импрессионизма. Полотно «Гурзуф» — жизнерадостное ощущение художника от раскинувшейся перед ним морской панорамы. Работа написана в излюбленной импрессионистами технике алла прима (от итал. alla prima — в один присест) — когда новый красочный слой наносится до высыхания предыдущего. Смешение сырых красок создает живую рельефную фактуру, а главное — позволяет «поймать» тонкие переливы света и тени.

Текст Анастасии Кочиной, фотографии Кирилла Дедюхина / Культура-Урала.РФ