За один визит в Екатеринбургский музей ИЗО можно изучить историю искусства. Мы выбрали 5 отечественных картин из постоянной экспозиции музея, которые представляют разные направления.
Русская иконопись
Икона «Страшный суд» — это нравоучительное предупреждение о том, что Страшный суд может застать человека в любой момент. В центре композиции — Христос в образе Страшного Судии, ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, ходатайствующие за весь род человеческий. Развернутое сложносочиненное повествование о событиях Страшного суда венчают 2 ангела, скручивающих звездное небо в свиток. Таким образом знаменуется конец всех времен.
Русский пейзаж
Алексей Саврасов - один из первых авторов лирических русских пейзажей. До второй половины XIX столетия родная природа особенно не вдохновляла русских живописцев. После окончания Академии художники, как правило, отправлялись в Италию на стажировку и не спешили возвращаться домой. Поэтому пленэрную живопись русские художники зачастую осваивали в южном итальянском климате.
Покосившаяся избушка, развешенное на плетне белье, дым из трубы, редкие деревья, — до Саврасова такая проза российской деревни считалась недостойной внимания живописца. Тонкие световые нюансы в изображении неба и снега придают обычному, на первый взгляд, пейзажу поэтическое настроение, которым Саврасов вдохновил целую плеяду молодых художников. Среди его учеников, продолживших лирическое осмысление русской природы, воспевающих её трепетность и простую красоту — Константин Коровин, Михаил Нестеров, Исаак Левитан.
Русский портрет
Возможно, на портрете изображена Луиза Горациевна Гинцбург - дочь владельца крупнейшего в Санкт-Петербурге банкирского и промышленного дома, известного мецената. Крамской показывает ее такой, какая она есть - в настоящей повседневности. Во второй половине XIX века художники стремились выхватить момент из реальной жизни человека. В этом портрете проявился интерес к реалистичным женским портретам, где героини изображаются за их естественными делами - например, за чтением.
Художественное объединение «Мир искусства»
Участники художественного движения «Мир искусства», возникшего в России на рубеже XIX-XX веков, выступали против официальной академической живописи и критиковали социальную направленность работ передвижников. Объединение просуществовало всего несколько лет, но именно оно сместило фокус русских художников с содержания на поиск нового изобразительного языка. «Мирискусники» стремились к свободе самовыражения, игре, фантазии, театрализации.
Театральные мотивы постоянно возникали в творчестве Сергея Судейкина, активного участника «Мира искусства». В «Маскараде» он изобразил застывших в театральной мизансцене персонажей итальянской комедии дель арте. Сценическая декорация или настоящий парк простирается за спинами Коломбины и Арлекина? Художник намеренно стирает грани между реальностью и игрой. Яркая палитра и нарочитая декоративность усиливают прием: живописец как будто одинаково играючи относится и к подлинному, и к искусственному.
Русский импрессионизм
Импрессионисты начали писать картины не в мастерских, а на свежем воздухе — на пленэре. Улица не бывает статична, и это значит, что на полотне можно запечатлеть не окружающую реальность, а лишь впечатления от неё.
Не все искусствоведы принимают термин «русский импрессионизм», но творчество русского художника Константина Коровина, бесспорно, воплощает принципы импрессионизма. Полотно «Гурзуф» — жизнерадостное ощущение художника от раскинувшейся перед ним морской панорамы. Работа написана в излюбленной импрессионистами технике алла прима (от итал. alla prima — в один присест) — когда новый красочный слой наносится до высыхания предыдущего. Смешение сырых красок создает живую рельефную фактуру, а главное — позволяет «поймать» тонкие переливы света и тени.
Текст Анастасии Кочиной, фотографии Кирилла Дедюхина / Культура-Урала.РФ