Если вы оказались в Северной Столице зимой и повезло с погодой, тут не должно быть проблемы выбора, куда идти – просто гулять, наслаждаясь красотой города на Неве. Замёрзшие заснеженные каналы, покрытые сугробами газоны – всё это под лучами зимнего солнца заставляет совсем по-другому воспринимать знакомые виды.
Если змëрзнете, завершив обход основных мест туристического центра Питера, обязательно зайдите в книжный магазин в здании Зингера. Наконец-то он открыл свои двери после долгого ремонта и ребрендинга.
Завершить вечер можно в Новой Голландии, о которой я уже писала раньше. Эта замечательная локация прекрасна в любое время года, хотя центр притяжения посетителей смещается со здания "Бутылки" с её закусочными в летнем дворике к большому катку, устроенному на внутренней лужайке острова.
На втором этаже "Бутылки" находятся бутики авторской одежды, парфюмерии, магазины – книжный, комиксов, настольных игр и всего прочего в таком духе. Короче, продаются товары по интересам и увлечениям.
Второй день можно посвятить другому интересному общественному и культурному пространству, которое открылось в Петербурге совсем недавно. Это Севкабель Порт. Сейчас в развитии городов установился повсеместный тренд на превращение старых промзон в модные жильё в стиле лофт, деловые центры, выставочные площадки. Питер в этом отношении не отстаёт от других мегаполисов. Новая Голландия была своего рода пробным шаром.
Севкабель Порт – следующий шаг и ещё более интересный вызов для архитекторов и дизайнеров. Просто Новая Голландия – это само по себе очень фактурное место, постройки XVIII – начала XIX века как-никак. А тут всё же обычная советская промзона. Но получается! Уже интересно и есть, на что посмотреть.
По адресу Кожевенная линия, 40 находится корпус из традиционного для индустриальных зданий последней четверти XIX века красного кирпича с такой же кирпичной трубой. Это завод немцев Сименса и Гальске, открывших в 1879 году в столице Российской Империи первое в нашей стране кабельное производство. С приходом советской власти предприятие было национализировано и получило название "Северный кабельный завод".
В 1942 году тут был изготовлен кабель, который проложили по дну Ладожского озера. Таким образом, была прервана энергоблокада и осаждённый Ленинград начал получать электроэнергию, столь необходимую для предприятий сражающегося города и его госпиталей.
Простые горожане получали в свои квартиры электричество всего по несколько часов в день. Но это было уже счастьем после апокалиптической зимы 1941/42 гг., когда город-миллионник был отброшен просто в средневековье – ни света, ни воды, ни тепла в квартирах.
В 2021 году завод закрылся, оборудование было распродано, и началось превращение Севкабеля в деловой и культурный центр.
Внутренний двор завода. Катушки из-под кабелей превращены в подвижные скамейки, с помощью которых можно зонировать пространство под различные мероприятия
На территории Севкабель Порта устроен каток с идеальным льдом и видом на залив. По его периметру сооружены деревянные помосты разной высоты. С самых высоких частей этого помоста открываются лучшие виды для фото!
Вдали виднеется брутальное здание морского вокзала и вантовый мост через Финский залив.
Рядом находится огромная горка. Правда, не ледяная, а металлическая, но радости у детей и взрослых от этого не меньше. Если хотите испытать эмоции, то спешите: горка работает до 12 марта, а потом её разберут до следующей зимы.
В огромном цехе Севкабеля проходят две выставки – копий работ всемирно известного, но всё ещё остающегося анонимным уличного художника Бэнкси и памяти российского режиссёра Алексея Балабанова. На вторую, я и отправилась.
Не могу сказать, что я горячая поклонница творчества этого режиссёра, но дилогия "Брат" – это знаковое явление нашей современной культуры. Все мы смотрели эти фильмы, находя себе ответ на извечный вопрос "В чëм сила, брат?"
Именно эти ленты и всё, что с ними связано, находятся в центр (и прямом, и переносном) выставки. Есть даже вот такой грузовой трамвай из первой части – одна из примет Петербурга 90х. Правда, это всего лишь инсталляция. Настоящий такой трамвай находится в Музее городского электрического транспорта Санкт-Петербурга на Васильевском острове.
Кстати, оказывается, что Балабанов по первому образованию был переводчиком. После института его призвали на два года в армию. Чтобы попасть на должность борт-переводчика (самая "блатная" работа для военного переводчика: летаешь себе за границу, работаешь всего по несколько минут при посадке и взлëте, а остальное время – просто уважаемый человек), он скрыл, что у него плохое зрение и выучил таблицу для проверки.
А вы когда-нибудь обманывали врача на медкомиссии?