С "корнями" я конечно немного загнул, в Баку долгое время жил, работал и был похоронен отец Чуковского, но очень уж созвучно звучит словосочетание "корни Корнея". К тому же, у него есть и свой трагический подтекст.
Эммануил Соломонович Левенсон (1851-1920)
Эммануил Левенсон родился в Одессе, в семье известного врача Соломона Михайлович Левенсона, получившего потомственное почетное гражданство приморского города.
К 30 годам и сам стал обеспеченным и уважаемым человеком. Но вот незадача, влюбился в собственную прислугу — Екатерину Осиповну Корнейчук (Корнейчукову), происходившую из украинских крестьян.
Однако проблемой стало не происхождение служанки, а ее вера. В Российской Империи иудеям нельзя было сочетаться браком с православными.
Чтобы официально оформить официально оформить сожительство, Эммануилу надо было переходить в православие, но этому резко воспротивился отец. Как и вообще отношениям с прислугой. Поэтому в 1881 году, Эммануил забирает Катерину и переезжает в Санкт-Петербург (видимо надеясь там затеряться).
Возможно, что из-за рождения дочери Марии.
В 1882 году у пары рождается сын Николай, который как и старшая сестра являются незаконнорожденными, поэтому носят фамилию матери и не имеют отчества.
Так на свет появляется известный детский писатель Корней Иванович Чуковский.
Что произошло дальше покрыто мраком, но отец Николая-Корнея женится на враче Кларе Исааковне Рабинович и переезжает в Баку.
Корнейчукова с детьми возвращается в Одессу.
Отец
Трудно судить, что побудило отца Корнея Чуковского разойтись с его матерью. Возможно превращение красавицы-служанки в измученную заботами женщину с двумя детьми, а других связующих звеньев у них не оказалось.
Но надо отметить, что Эммануил Левенсон никогда не бросал своих детей, помогла им деньгами. Тому же Корнею оплачивал учебу в гимназии. Большую часть жизни переписывался с женой.
Баку
Переехав в Баку, Левенсон основал "Первое типографское товарищество на вере", собрав под проект немалые деньги (40 000 рублей).
Судя по всему, дела у товарищества шли неплохо:
В Баку у Левенсона родились: сын (Виктор) и дочь (Генриетта), ставшая впоследствии врачом. Дослужилась до начальника санитарно-эпидемиологической станции Баку.
Сам отец Чуковского был активным членом еврейской общины города, много тратил на благотворительность. Состоял в комитете помощи еврейским беженцам, которых в Баку в начале 20 века было очень много.
Постоянно пытался наладить контакт с оставленными детьми, строчил письма бывшей, но та наотрез отказывалась даже сообщать детям, что их отец жив.
Сведений о жизни отца Чуковского не так много. Это была обычная бакинская еврейская семья.
Единственная загадка это их смерти. За три года, с 1917 по 1920-й, умирают мать, отец и дочь Левенсоны, а сын куда-то исчезает.
Первой, в 1917 году, уходит мать - Клара Исааковна, а в 1920 отец и дочь.
На бакинском кладбище "Волчьи ворота" до сих пор остались их могилы,
В один ряд — мать, отец и дочь.
Отец Чуковского:
Две другие могилы, Иосифа Марковича Бурда и Евгении Наумовны Ризель, значительно более поздние. Не понятно кому принадлежат.
Я нашел только одно упоминание о Евгении Наумовне Ризель, которое никак не проливает свет на ее связь с Левенсонами. Хотя она тоже была врачом, как мать и дочь.
(Продолжение следует)
Есть очень много интересного материала о отношении Корнея Чуковского к своему отцу, о их единственной встрече, о всем этом в его известных детских стихах в закамуфлированной форме. Но это уже во второй части. А то статья получится нечитабельной по величине.