Найти в Дзене
Галс-Девелопмент

Женщины-архитекторы как ошибка писателя: пять домов в Москве, созданных прекрасной половиной человечества

Оглавление

Писатель Владимир Соллогуб считал, что женщинам недоступно постижение начал «симметрии и разнообразия в единстве», поэтому не бывать им архитекторами. Он ошибался.

Женщины всегда являлись частью экспериментов, знаковых проектов и больших творческих коллективов. В преддверии 8 марта расскажем о женщинах, которые проектировали и строили невероятные дома в Москве второй половины XXвека.

Римма Алдонина и дома-паруса

Проект Риммы Алдониной назван коллегами шедевром брежневской архитектуры. Она создала один из ярких городских видов своей эпохи: «дома-паруса» у воды, как их прозвали сами жители.

В 1970 году Римма стала главным архитектором проекта и руководителем бригады застройки берегового участка Нагатинской поймы. Она предложила украсить набережную бело-голубым ансамблем с переменной высотностью, поскольку «место требовало крупного ритма и интересного силуэта», как вспоминала сама Римма. В то время архитекторы могли использовать лишь утвержденные серии.

Римма Алдонина у макета, 1971 год
Римма Алдонина у макета, 1971 год

Алдонина взяла за основу типовые дома П3 и добавила к ним экспериментальные секции повышенной этажности, разработанные для другого проекта. Кстати, впоследствии Римма жила в квартире с видом на ее «паруса».

Зоя Брод и дом с аркой

Дом 48 на Земляном валу сложно пропустить. У него 20-метровая арка высотой в 7 этажей. Над проектом работали архитекторы Николай Безруков, а также супруги Александр Хряков и Зоя Брод. Пара много проектировала вместе, например, Большой читальный зал библиотеки им. Ленина, жилые дома на Хамовнической набережной.

-3

Работы на Земляном валу начались в 1930-х, а завершились в 1950-х годах. По задумке авторов, дом должен был состоять из двух корпусов, но второй, вдоль набережной Яузы, так и не построили. Брод умело работала с классическим ордером и пропорциями, что проявилось и в доме на Земляном валу с полуколоннами дорического ордера, и в ее легендарном проекте типового кинотеатра. Кинотеатр больше напоминал усадьбу с лепным декором, ионическими колоннами и пилястрами. Первый был построен в Жуковском, а потом растиражирован по всей стране.

Нина Дыховичная и сталинская высотка

Нина Дыховичная продолжила дело отца – инженера-конструктора, профессора Абрама Дыховичного. Ее брат, Владимир, стал известным писателем, племянник Иван – кинорежиссером, внук – журналистом Алексеем Венедиктовым.

-4

Второй брат, архитектор Юрий Дыховичный, также, как и Нина, известен благодаря сталинским высоткам. Он входил в коллектив авторов дома на Котельнической. Нину же пригласили под началом Павла Красильникова заниматься разработкой инженерных конструкций гостиницы «Украина». Грандиозное здание внутри устроено как сложный организм: 2 технических чердака и 3 технических этажа с тепловентиляционной станцией, машинным отделением для 10 лифтов и другим оборудованием.

Инна Лютомская и многоэтажки

Лютомская входила в коллектив Андрея Самсонова, занимавшегося разработкой экспериментальных панельных домов, ставших основой серий II-57 и II-57F, а также первых многоэтажек в Тропарево. В 1970-80-е в этот район на модернистские дома приезжали смотреть со всей Москвы.

-5

Одна из работ Инны – первый крупнопанельный дом на Земляном валу, 41. Он является модификацией серии II-57 и повторяет другие 12-этажки: на Смоленском бульваре, 6 и Большой Якиманке, 32. Эти типовые дома можно узнать по спаренным выпуклым балконам. Хорошо знаком москвичам и еще один проект Инны Лютомской – бассейн в Лужниках.

Галина Жирмунская и дом «Мосфильма»

Современники писали, что Галина обладает «мужской» рукой. Жирмунская работала в Моспроекте под началом одного из ведущих архитекторов, Евгения Стамо, автора круглых домов и Олимпийской деревни.

Ее конек – многоэтажные дома по индивидуальному проекту: один подъезд, кирпичная кладка, толстые наружные и внутренние стены. Сейчас такую недвижимость мы бы назвали бизнес-классом. Жирмунская работала с застройкой интеллигентной «мили» Юго-Запада. Три 14-этажных дома ее авторства расположены на второй линии Университетского проспекта (д. 6, корпуса 2, 3, 4), три 16-этажных – на Воробьёвском шоссе. Еще одна ее 14-этажка на ул. Пырьева (д.4, к.2) была заселена сотрудниками «Мосфильма».

-6

Здесь до отъезда в Италию почти 10 лет прожил Андрей Тарковский. Сегодня дом поменял свое назначение и стал гостиницей киноконцерна.

P.S. Типовое жилье продолжает возводиться и сегодня – это доступная недвижимость комфорт-класса. А тем, кто хочет жить в авторском доме с уникальной архитектурой, понравятся проекты московского застройщика «Галс-Девелопмент». Чтобы познакомиться с ними поближе, переходите по ссылке на сайт девелоперской компании.

Также на нашем канале вы можете прочитать:

Как продать или сдать квартиру в дворцовом стиле из 90-х

Малоизвестные парки в центре мегаполисов, которые вас удивят