Сегодня мы вспомним историю жетона петербургского метро от 1955 до 2023 года и попробуем разобраться в актуальности жетона в настоящее время.
Напоминаю, что есть канал в телеграмме, где можно заранее узнать о новых материалах.
В архивах Монетного двора сохранились документы о том, что 22 марта 1958 года Управление Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина обратилось с просьбой изготовить жетоны для турникетов. Поэтому 22 марта можно считать днём рождения жетона Петербургского метро.
Но тут возникает вопрос, а как осуществлялся пропуск в метро с 1955 по 1958 год?
Но за пару лет стало ясно, что хоть пассажиропоток не высокий, но метро нужная штука и количество пассажиров будет расти. Для контроля прохода были контроллеры. Их пост был на местах нынешних турникетов.
Внешне первые турникеты были похожи на устройства, которые устанавливали на проходных заводов и фабрик – вертушка с копилкой. Стоимость одной поездки в метро составляла 50 копеек, такой монеты не было. Тогда решили ввести в обращение жетон.
Для эксперимента была выделена станция Нарвская. В результате стало ясно, что в вечерние часы, когда много пассажиров, такие турникеты образуют "пробки" и было решено поставить турникеты московского образца.
Ходят легенды, что на складах метро еще лежат те самые первые жетоны, так как отпечатано их было много, но в пользовании они были всего 3 года.
Вот так и закончилась история жетона в Ленинграде. с 1961 до 1991 года проезд в метро оплачивался пятикопеечной монетой. (Тут можно было бы сказать, про удивительную стабильность цены проезда...)
В 1991 году стоимость проезда выросла в три раза – до 15 копеек. Началось масштабное переоборудование турникетов. И в итоге в 1992 году решили вернуться к жетонам.
1996 год ознаменован прекращением движения из-за аварии на участке размыва Лесная – Площадь Мужества. В метрополитене временно ввели особый вид магнитных карт, позволявших не платить дополнительно за прерванный проезд и учитывать пользование наземным транспортом.
В 2002 году появились бесконтактные смарт-карты (БСК).
В 2005 году, для прохода через «багажно-пассажирский» турникет, введены бесконтактные смарт-жетоны белого цвета с синей буквой «М», которые просуществовали до 2011 года.
В 2011 году идею смарт-жетона усовершенствовали и ввели «Единый электронный билет» или просто "Подорожник".
В настоящее время на станциях устанавливаются современные турникеты с новыми считывателями: оплата банковскими картами возможна на любом из турникетов, а не только на первом и последнем.
В итоге замечу, что стоимость проезда по жетону много выше, чем по Подорожнику, но жетон - это хороший сувенир и предмет для коллекционирования. Ну а в комментариях жду отзыв о том каким способом оплаты пользуетесь Вы
Спасибо за внимание! Ставьте лайки и подписывайтесь на канал и на телеграмм канал.
Еще о метро:
- Ручной контроль в метро. Что это?
- Ладожская закрыта, что дальше?
Новый поезд Питерского метро. Балтиец.