Найти тему
Культурология для всех

Как апостолы спорили про обрезание?

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы закончили разбирать 14-ую главу книги Деяний святых апостолов.

В начале пятнадцатой главы рассказывается о том, что у последователей Христа в Антиохии произошла размолвка по вопросу: нужно ли проводить обряд обрезания для новообращенных из неевреев. Павел и Варнава ратовали за избавление от этой обязанности. Однако, их авторитета не хватило, и они были направлены в Иерусалим к апостолам для официального решения этого вопроса.

Савл и Варнава пришли к апостолам, там рассказали, как обращали язычников в христианство, но этого снова оказалось недостаточно и многие в Иерусалиме выступали за проведение обряда обрезания для всех. На сторону прибывших из Антиохии встал Петр, поскольку, как мы с вами знаем из 10 главы Деяний, он тоже обратил в новую веру язычников.

-2

Тогда собрание смолкло и внимательно выслушало речь Павла и Варнавы о чудесах и знамениях.

После них слово взял некий Иаков, которого толкователи считают Иаковом братом Господним, вероятно, сыном Иосифа от первого брака, т.е. сводным братом Иисуса. Учитывая, что в текстах Евангелий нигде не говорится, что братья Христа были его последователями, и даже утверждается обратное. Так, Иоанн в своем Евангелии сообщает:

“Ибо и братья Его не веровали в Него” [Иоанн 7:5].

Следовательно, логично предположить, что он стал таковым, уже после смерти и воскрешения Спасителя.

Так вот этот Иаков, тоже поддерживает идею, не проводить обряд обрезания для новообращенных, и приводит, в подтверждение правильности своей позиции, цитату из пророков:

“И с сим согласны слова пророков, как написано: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю её, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Моё, говорит Господь, творящий всё сие»” [Деян. 15:15-17].

Здесь я вынуждена обратить ваше внимание на то, что цитата дается Иаковом в искаженном виде. Она из книги пророка Амоса и звучит следующим образом:

“В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою её, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Моё, говорит Господь, творящий всё сие” [Амос 9:11-12].

И как вы видите, в ней речь идет не о том, что Бог примет все остальные народы, а о том, что евреи завладеют всеми остальными народами. Согласитесь, разница ощутима.

Однако, присутствующие ее не заметили. Это говорит о том, что либо знатоков, т.е. новообращенных из книжников, законников, фарисеев и левитов, среди них было не много, либо знатоки предпочли промолчать, видя в этом очевидную выгоду для себя, как, например, Павел и Варнава, которые должны были в силу своего образования знать цитату из книги пророка Амоса.

Мне, если честно, не очень понятно, о чем эти люди рассуждают, если во время земной жизни Иисус говорил, что ему интересны только евреи, а не язычники, например, отправляя проповедовать 12 апостолов:

“Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева” [Матф. 10:5-6].

Заканчивает Иаков свою речь следующими словами:

“Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от осквернённого идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу” [Деян 15:19-21].
-3

Законное удивление, не только у меня, но и у толкователей Библии, вызывает последняя фраза. Лично мне показалось, что тут Иаков, очень пренебрежительно говорит о законе Моисеевом, который нужно соблюдать только потому, что он у всех на слуху, и если перестать ему следовать, то от христиан все отвернуться. Однако, должна заметить, что люди в этом собрании забыли слова самого Иисуса:

“Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить” [Матф. 5:17].

Во время своей земной жизни Христос много раз упоминал о важности исполнения закона Моисея и изменил в нем только одну вещь, а именно, запретил развод. Больше ничего не менял, в том числе, обязательное соблюдения обряда обрезания. Он добавил одну заповедь, но она совсем не имела отношения к обрезанию, потому дальнейшие действия апостолов, являются абсолютной самодеятельностью.

На этом 15-ая глава Деяний святых апостолов не заканчивается, в следующей публикации мы узнаем, что было в итоге решено по обряду обрезания.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь

Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь.