Найти тему

Глава 33.3 Индустриальная функциональная модель пространственного развития на примере Пензенского региона

Развитие населенных пунктов агломерации так же, как и центрального ядра ( в данном случае г.Пенза), необходимо вести с учетом принципов функционирования индустриально развитого города.

Попытаюсь объяснить , что имелось ввиду под индустриальной функциональной моделью пространственного развития, как можно более просто и понятно.

Основными осями, относительно которых развивается город, как правило, выступают самые крупные транспортные пути. В каких–то регионах это может быть судоходная река или море, где–то автомобильная трасса или железная дорога (В Пензенском регионе — это Куйбышевская и Юго-Восточная железные дороги).

Железнодорожный  карткас г.Пенза, относительно которого развивается город
Железнодорожный карткас г.Пенза, относительно которого развивается город

Вдоль ЖД путей размещаются промышленные и складские зоны, выступающие главным драйвером развития и являющиеся гарантом богатства и независимости региона.

Размещение основных промзон на железнодорожном каркасе
Размещение основных промзон на железнодорожном каркасе

По железной дороге из других регионов поступают грузы на предприятия промышленных зон и отправляются товары, созданные на этих предприятиях.

Здесь же располагаются склады и оптовые магазины (продуктовые, строительные базы и тд), которые должны обеспечивать город всем необходимым.

Для того, чтобы с предприятий и торговых баз можно было доставлять товары в розничные магазины, а так же для обеспечения транспортной доступности предприятий, необходимо построить вдоль этих зон автомобильные дороги, которые свяжут весь город воедино.

Сеть главных автомагистралей города называют транспортным каркасом. В г.Пенза транспортный каркас состоит из лучевых, радиально направленных из центра на периферию дорог и объездных (пока не достроенных кольцевых) дорог. Дополнительно можно изучить подборку по планировочным структурам.

Элементы транспортного каркаса
Элементы транспортного каркаса

Расположение жилых кварталов выбирается из принципа «лучшей транспортной доступности между промышленной и жилой зоной». Обычно, это означает, что рядом с промзоной (в шаговой доступности) строится жилой район.

Иногда, по соображениям экологической безопасности жилой район может быть отделен парковой или лесной зоной, а быстрая транспортная доступность в случае большой удаленности может обеспечивается благодаря общественному транспорту. Однако, в этом случае нагрузка на транспортную систему многократно возрастает.

Вывод — все жилые зоны нет необходимости и более того невозможно располагать далеко от зоны трудовой занятости.

Попытка повсеместно строить жилые районы без зон трудовой занятости, приводит только к одному — к колоссальным перегрузкам транспортной системы, заторам на дорогах и нарушению функционирования города, в значит и к ослаблению всего региона.

В настоящее время в России существует, именно такая крайне негативная тенденция развития городов по сути за счет наращивания объемов многоквартирной жилой застройки и ликвидации промышленных зон.

Проблема пробок, которую никто не может решить, возникает именно из–за этого.

Промзоны должны быть уравновешены жилой застройкой.

Для обеспечения экологической безопасности города необходима организация парковых зон, формирующих экологический каркас. Естественными элементами экологического каркаса являются лесные массивы, парки, реки, озера, ручьи и даже болота (не облагороженные ручьи и озера).

Развитый экологический каркас — это залог здоровья жителей города и он является противовесом высотной застройке. Именно, поэтому недопустимо строить небоскребы на берегу рек и озер, вместо лесов и парков.

Розничные магазины, объекты, предоставляющие бытовые услуги (парикмахерские и тд), социальные объекты (школы, больницы и тд) располагаются в зависимости от необходимости относительно промышленных, жилых и экологических зон.

Эти принципы следует применять ко всей агломерации в целом, в первую очередь стимулируя развитие перспективных населенных пунктов, расположенных на пересечении областной кольцевой автодороги и железной дороги.

Если у кого–то есть дополнения к вышесказанному, прошу не стесняйтесь писать в комментариях. Возможно ваши комментарии позволят улучшить статью и сделать ее более понятной простым людям.

Предыдущая Глава 33.2 Кольцевая агломерация распределенного типа, предпосылки развития.

Следующая Глава 33.4 Зона экологической безопасности в структуре кольцевой агломерации распределенного типа.

Если интересно и желаете продолжения, то распространяйте ссылку на материал. Поднимайте вопросы развития региона в СМИ и в диалогах с администрацией. Фактически единственный способ распространения — это по вашим группам в соцсетях (ВКонтакте, Вайбер, Вацап, Телеграмм). Ставьте лайки, подписывайтесь на канал в Телеграмме, ВКонтакте и Дзене, дочитывайте статью до конца, комментируйте и вносите свои предложения — они важны.

#пробки #генплан #генеральныйплан #пенза #дороги #агломерация #концепцияразвития