Алексей Серяков
20 февраля я рассказал на этих страницах об ученом-орнитологе Сергее Павловиче Кирпичеве: Сергей Кирпичёв. Роман с глухарями | Григорий И. | Дзен (dzen.ru) Сегодня речь пойдет о его отце. Павел Яковлевич, художник, прожил 95 лет, оставил своим родным большой архив, в котором есть рисунки и фотографии, в том числе и фронтовые, газеты разных лет, уникальные плакаты и карты. О нем написал замечательную статью его правнук Петр. А мне, при неоднократных встречах, много рассказывали об отце и дедушке его сын Сергей Павлович и внук Александр.
Детство. Юность. Учеба. Москва
Павел Кирпичев родился 27 декабря 1904 года в Новочеркасске, до революции успел окончить лишь 4 класса реального училища. С детства любил рисовать. В1921 году поступил в Ростове на рабфак (рабочий факультет: курсы, созданные в 1919 году для подготовки рабочих и крестьян к поступлению в вузы). Здесь Павел много рисует, однако, как вспоминал через много лет, «никакого руководства по художественной части не получал». Переехав в Москву, поступил во ВХУТЕМАС, где его учителями стали такие известные мастера, как В.А. Фаворский, Н.Н. Купреянов, Н.А. Шевердяев, Д.С. Моор. Кстати, он учился вместе с будущими «Кукрыниксами».
В 1932 году Павел был принят в Союз художников СССР. Много работа: маслом, карандашом, углем, тушью, гуашью, акварелью; овладел техникой гравюры и литографии. Еще в институте он познакомился со своей будущей женой – Александрой Антоновной Гладун, интересной и даровитой художницей. Поселились в поселке Сокол, в недавно построенном доме. В 1932 году родился сын Сергей.
Сохранилась необычная справка, характеризующая молодого художника как человека и гражданина, выданная в 1934 году: «В 7 отделении МУРа имеется дело о бандгруппировке, совершившей ряд ограблений. Одним из эпизодов преступной деятельности грабителей является вооруженное ограбление квартиры гр-ки Раевской в пос. Сокол 27 мая… Услышав крики о помощи, и видя… грабителей, их пытался задержать гр-н Кирпичев П.Я… Одним из выстрелов… он был ранен в область живота, вследствие чего был тут же помещен в Боткинскую больницу, где и находится по настоящее время… Ныне грабители арестованы, в ранении гр. Кирпичева и других преступлениях изобличены и сознались…». Жизнь Павла тогда спасла книжка – пуля пробила ее, частично утратив силу. До сих пор эта книжка хранится в семье, как реликвия.
С середины 30-х годов Кирпичева увлекает военная тематика. Ряд его эстампов вошли в альбом «Красный Воздушный флот», а литографии – в сборник Сергея Михалкова «Оборона», который выдержал 15 изданий. В 1938 году он участвует в выставке, посвященной 20-летию РККА.
А годом раньше был арестован его отец семейства Яков Никанорович с дочерью Валентиной (оба были членами партии). С помощью влиятельных родственников удалось освободить Валентину, отец из лагерей так и не вернулся.
Война. Сталинград
Уже в июле Павел вступил в Московское ополчение. Его дивизия попала в окружение, но ему удалось перейти линию фронта.
В 1942 году он опять в строю, на Калининском фронте, подо Ржевом, в качестве художественного редактора газеты «Вперед на врага!» Там подружился с фронтовым фотографом Борисом Вдовенко.
Затем, в составе большой группы художников (около 20 человек), был направлен в Сталинград для зарисовки героической обороны города, создания портретов ее участников. Делал там зарисовки вплоть до капитуляции 6-й армии вермахта 2 февраля 1943 года. Помимо рисунков, писал плакаты. Потом многое из своего «наследства» отдал в Музей Вооруженных сил. Сохранился, например, плакат, где на красном кумаче белыми буквами по-немецки написано: «Солдаты – сдавайтесь!» Этот плакат весь пробит пулями…
Со Сталинградом у художника связана поистине мистическая история. Однажды под охраной двух снайперов он отправился рисовать. Была передышка после сильного боя, и художнику приглянулся подбитый на реке Мечётке немецкий танк. Мольберт, краски – он погрузился в живопись. В это время из-под танка вылез прятавшийся там немецкий пехотинец. Выстрел снайпера, сопровождавшего художника, и немец, раскинув руки, упал у танка. Кирпичев впервые увидел смерть настолько близко. Это был шок. Ночью ему приснился падающий замертво немец, на вторую – снова, а потом еще… На третьи сутки художник не выдержал и пошел искать убитого. Немец лежал в той же позе. Павел достал из его кармана солдатскую книжку, письма к любимой девушке Марте, жетон, но больше всего его потрясла фотография из кармана солдата – на ней точно в такой же позе лежал мертвый русский солдат, а над ним, как теперь Кирпичев, стоял этот немец. Павел словно увидел себя со стороны. Это настолько его потрясло, что он вырыл небольшую могилу и похоронил солдата, вещи которого хранил потом до 1994 года…
Но история на этом не закончилась. Он попытался разыскать родственников Иозефа Штрауса – так звали убитого. Однако по старому адресу никто из них уже не жил: казалось, тупик. Но видимо судьбе было угодно, чтобы душа его упокоилась. Однажды в музей-панораму «Сталинградская битва» пришла на экскурсию немка Матильда Швирш. Узнав об этой истории, она дала в Германии объявление по радио. И через полгода пришло письмо от племянника и полного тезки убитого Йозефа Штрауса. Он рассказал, что Марта умерла два года назад и ждала своего Йозефа всю жизнь… Оказалось, что убитый был единственным мальчиком в многодетной семье. Девочки этой семьи после войны всех родившихся своих малышей назвали в честь погибшего на Волге брата...
Малая земля
1943 год… Павел попал туда уже в звании лейтенанта, от военной студии М.Б. Грекова, и пробыл на Малой земле четыре месяца – в 18-й Армии, где начальником политотдела был Л.И. Брежнев. Довелось художнику с Леонидом Ильичом не только встречаться, но и выпивать из фронтовых кружек.
Павел стал участником знаменитого Эльтигенского десанта, хорошо знал полковника В.Ф. Гладкова, командира одного из его подразделений. 129 воинов, участвовавших в этой операции, были удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе и Гладков, в 1944 году получивший звание генерал-майора.
386-й батальон морской пехоты, к которому был прикомандирован Павел Яковлевич, высаживался в район Эльтигена, понеся при этом большие потери. Офицерский состав был сильно выбит, и подразделениями командовали порой прикомандированные офицеры, в том числе лейтенант Кирпичев и военный корреспондент майор С.А. Борзенко, удостоенный за Эльтигенскую операцию звания Героя Советского Союза. В 1944 году была издана его книга «Десант в Крым» – с фронтовыми иллюстрациями Павла Кирпичева.
А в 1947 году вышел альбом рисунков Павла Яковлевича «Из фронтового дневника (Крым, 1944)» с предисловием Борзенко, где были и такие строки: «Одна за другой проходят картины, зарисованные по свежим следам войны, проходят такими, какими увидел их художник в момент событий... Никакие опасности и трудности не останавливали его. Он пробирался к… объектам среди минных полей и работал там с утра до вечера, боясь упустить момент…"
На Малой земле Кирпичев провел знаменитую «траншейную выставку». Прямо в окопах были размещены рисунки бойцов, многие из которых, к моменту открытия выставки, уже погибли. Рисунки были номерными (так полагалось в студии Грекова), они остались у автора, и позже он сделал на их основе литографии. И получился большой альбом, который переиздавался три раза. Морские пехотинцы считали художника «своим», после войны он много раз бывал на встречах ветеранов бригады.
Победа
А далее – Карельский фронт, потом Чехословакия, Румыния, Венгрия, Австрия. 9 мая Павел Кирпичев встретил в Вене, где сделал рисунок (позже ставший литографией) «Сдача немцев в Венском университете». А затем… эшелоны потянулись на Восток, и художник в составе 6-й танковой армии прошел через всю Маньчжурию, дошел до Порт-Артура и Харбина.
Во время войны Павел Яковлевич потерял супругу Александру Антоновну, которая умерла от тяжелой болезни в 1944 году, что явилось для него тяжелым ударом.
После войны
Вернувшись в Москву, Кирпичев продолжил службу в студии Грекова. В свободное время много путешествовал, делал зарисовки для будущих работ. Женился, и вновь на художнице, Нине Федоровне Сачковой. Она была иллюстратором, рисовала открытки – цветы, которые выходили миллионными тиражами. Работала в журналах «Пионер», «Юный натуралист». В 1953 году у них родился сын Яков.
В 1952 году Павел Яковлевич был демобилизован. Делал эстампы, иллюстрировал книги в издательствах «Детская литература», «Молодая гвардия», «Советский писатель»; рисовал для журналов «Дружные ребята», «Пионер», «Вокруг света». Иногда участвовал в выставках.
Пустили к Брежневу на 15 минут…
Павел Яковлевич встречался с полковником Брежневым на Малой земле в 1943 году, где шли тяжелейшие бои. Тогда никто и представить не мог, что через два десятилетия этот человек станет Генеральным секретарем ЦК КПСС и пробудет на этом посту 18 самых благополучных в истории СССР лет. За эти годы из энергичного и деятельного руководителя, благодаря услужливому окружению, он постепенно превратился в «Дорогого Леонида Ильича». Его награждали орденами и медалями, писали за него книги, не говоря уже о речах на партийных съездах.
Когда встал вопрос о том, кто будет иллюстрировать книгу Брежнева «Малая земля», заговорили о художниках, бывших в 1943 году при политотделе 18-й Армии. Когда Брежневу стали их перечислять, он вспомнил только Кирпичева: «Вот… Пашу – помню! Остальных – не помню…». Окружение генсека восприняло этот как своего рода «посыл», и Павел Яковлевич был доставлен к нему в кабинет, где вместо отведенных 15 минут два фронтовика проговорили два часа. Книга вышла большим тиражом в издательстве «Детская литература», красиво оформленная, красочная, с рисунками, сделанными Кирпичевым на Малой земле. После выхода книги они еще на раз встречались: художника приглашали на различные собрания и встречи.
Ирония судьбы – после смерти генсека в макулатуру пошли все его многотомные речи и статьи. И даже книги. В 2020 году я, лишь с помощью директора Удомельской ЦБС Татьяны Ивановны Нечаевой, сумел найти «Малую землю» лишь в областной библиотеке!
«Работал до последнего…»
Именно так сказал об отце Сергей Павлович Кирпичев. Умер заслуженный художник России 18 мая 1999 года, был до последних дней «при памяти». Его работы есть во многих музеях: в кабинете гравюры Музея изобразительных искусств имени Пушкина, в музеях Великой Отечественной войны, Историческом, Новороссийском 18-й армии. Изданы его альбомы: «Севастополь 1944», «Малая земля» (три издания), «225 дней мужества».
Павел Яковлевич часто выступал на предприятиях, в школах, в институтах. Рассказывал о событиях Великой Отечественной войны, о своих боевых товарищах. Был глубоко убежден, что для воспитания молодого поколения, именно духовно-нравственного воспитания, необходимо постоянное обращение к истории нашей страны.