#геостратегия
Изучая исламские страны, мы постоянно пытаемся привнести привычные нам формы и институты, забывая, что ислам – это больше чем религия, ислам – это образ жизни. Наблюдая активную роль армии в общественной жизни, оказываемся в плену западных представлений о тирании, авторитаризме, прочих штампов и стереотипов. Военные встроены в общественную сферу данных стран, как впрочем и многих стран Африки и частично Латинской Америки, для них характерен военно-бюрократический цикл смены режима:
- политические плюрализм, партийная конкуренция, коррупция, хаос, накопление проблем, продажа ресурсов внешним силам;
- ️усталость от бардака и базара, запрос общества на наведение порядка;
- ️приход к власти военных (зачастую формы прописаны в конституции и законах), ужесточение, зачистка гражданских коррупционеров;
- ️усталость от казармы, коррупции военных и запрос на большую свободу.
Местное население совершенно нормально смотрит на происходящее, в то время, как западные политики бьются в истерике, рассказывая про ужасы диктатуры. Если в арабских странах, Пакистане, а ранее Турции данный цикл выдерживается полностью, то в африканских странах он упростился до лишь третьего и четвертого этапа, военные сменяют друг друга.
Партийная система исламского мира очень часто скрывает под собой этнические, религиозные, родоплеменные основы и/или харизматичность лидера, вплоть до полного игнорирования официальной политической программы. Шейх племени становится партийным лидером и несколько процентов населения на ближайших выборах меняют предпочтение.
Практически в каждом названии партии на Ближнем Востоке присутствует слово «ислам», что вводит стороннего наблюдателя в иллюзию единства, но нужно внимательно смотреть к какой части спектра относится объединение:
- ️радикалы, догматические мусульмане, экстремисты всех мастей – отрицание национальных особенностей и борьба за общий, максимально «чистый» ислам;
- ️мусульманские националисты – поддержка местных, национальных улемов (мудрецов, учителей), интеллигенции, военных, чаще всего антизападные взгляды;
- ️народный ислам, исламский социализм – деревенское отношение, построенное на исламских морально-нравственных ценностях и национальных традициях, которые могут быть даже выше догматов;
- ️«национальная идеология» - попытки либерального переосмысления ислама, построение светского государства.
В настоящее время данный расклад характерен для всех мусульманских стран, в основном активная борьба идет между первыми двумя группами, последние две очень ослаблены падением народных режимов в Ираке, Ливии и др. В Турции были свои отличия – армия поддерживала представителей национальной / имперской идеологии Кемаля Ататюрка. Реджеп Эрдоган пришел на знаменах мусульманских националистов, вместе с Фетхуллахом Гюленом, но потом рассорился. Сейчас опирается на разные группы, но больше всего на народный ислам.
И, да, подобная общественная система характерно и для буддийских стран Индокитая: буддизм, армия, монахи..., а в остальном всё те же черты…)))
Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/2509
#АндрейШкольников #стратегия #геостратегия #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей