Найти тему

Использование синонимов в современной литературе

Оглавление

Классики и школьные учителя очень уж любят синонимы. Чем больше, тем лучше.

Но так ли это?

Синонимы для обозначения героев

Имя героя известно

У самого Достоевского, которого многие почему-то считают гением, можно найти огромное количество разнообразных обозначений одного и того же героя. Раскольников у него предстаёт то Родионом, то Раскольниковым, то Родей, то молодым человеком.

Однако в современной литературной практике такое активное оперирование синонимами для обозначения одного и того же героя считается дурновкусием. Не надо выдумывать множество форм имени и «девушек» с «молодыми людьми».

-2

В случае, если имя героя известно, то автору стоит определиться с тем, какая форма этого имени наилучшим образом отображает героя – и её и использовать. Не скакать с Инны на Инночку и Инну Степановну. Смена имени имеет место быть в прямой речи или упоминании, например, детства, где Инна и правда может стать маленькой Инночкой.

Возьмём пример и следом отредактируем его:

Анна Николаевна училась в пятом классе и часто получала двойки за непослушание. У Анечки было много друзей, и девочка любила с ними играть. Часто Анька опаздывала на уроки, потому что поздно ложилась спать из-за бесед в соцсетях. Как-то мама сказала Ане, чтобы она лучше училась, тогда Анна Николаевна разозлилась и сбежала из дома.

Невооружённым взглядом видна перегруженность текста именами. Конечно, я сделала его нарочито мусорным, однако даже на большем куске текста такое жонглирование именами выглядит не ахти.

Давайте подумаем, как же нам называть эту Аньку Николаевну. Из чего будем исходить? Конечно, из характеристик героя: возраст, характер и так далее. Мы видим, что у нас пятиклассница. Ну какая она Анна Николаевна? Использовать имя и отчество для героя ребёнка уместно в том случае, если мы хотим создать комический эффект или указать на особую серьёзность персонажа – такой маленький взрослый или даже старичок. Так же это будет адекватно вложить в прямую речь, например, учительницы, которая любит всех учеников называть по имени-отчеству, что уже будет служить характеристикой этой учительницы (о создании правдоподобных диалогов поговорим в другой статье).

Мы можем назвать Аню просто Аней. И это один из самых адекватных вариантов, если вы пишете не какой-нибудь анекдот или авангард. Аня и Аня, зачем извращаться? Если уж вам прям хочется указать на то, что Аня эта – жуткая хулиганка, оторва и беспредельщица – назовите Анькой.

Итак, определившись с именем, не забывайте использовать именно его. Не надо вклинивать «девочек», «хулиганок» и так далее. Мы уже знаем, что это Аня. Угомонитесь. А какая она, нужно будет показывать, а не рассказывать (о том, как создать убедительного героя, тоже поговорим в другой статье).

Ну а чего теперь везде в тексте заменить имя просто на Аню и всё? Конечно же нет. Чередуйте с местоимениями и опускайте там, где без этого можно вообще обойтись.

Ну что ж, давайте отредактируем:

Аня училась в пятом классе и часто получала двойки за непослушание. У неё было много друзей, и она любила с ними играть. Часто опаздывала на уроки, потому что поздно ложилась спать из-за бесед в соцсетях. Как-то мама сказала ей, что надо учиться лучше, тогда Аня разозлилась и сбежала из дома.

Думаю, вполне наглядно.

Если хотите попрактиковаться, вот вам текст для редактирования:

Светка часто обижалась на своего соседа Аркадия Ивановича. Аркашке было шестьдесят, а он всё никак не мог угомонить свой стручок. Аркадий бегал по бабкам и к Светлане Васильевне тоже частенько захаживал. Вот только захаживал Аркашка не так часто, как хотелось Свете. Однажды Аркадий Иванович Громов пришёл в гости к Светочке и вместо хорошего шпилли-вилли взял да и помер.

Отредактированные тексты можете оставлять в комментариях.

-3

К тому же можно вводить соответствующие ситуации определённые обозначения персонажей в зависимости от отношения их к другим персонажам. Довольно сложная формулировка? Я её сейчас разъясню. Однако, если вы новичок, то лучше начать с вышеописанных азов, чтобы не переусердствовать и не испортить текст.

Например, Жанна является мамой Катерины. А та её, соответственно, дочкой. Естественно, вполне органично будет смотреться такой текст:

Жанна гладила волосы любимой дочери, какая разница, что ей уже сорок лет? И Катерина смотрела в её глаза, в глаза любящей матери, так, как если бы ей всё ещё было три года.

Имя героя неизвестно

Когда же имя героя неизвестно, стоит найти чёткую характеристику или дать ему прозвище, чтобы не извращаться в попытках его обозвать.

Как-то я смотрела видео, в котором литературный блогер читал книгу Дарьи Донцовой. Он, как и я, долго ржал и фейспалмил от её попыток подбирать синонимы ко слову «доктор». Это был не главный герой, так что имени мы его (по крайней мере, в том отрывке) не узнали. И вот у неё он кем только не был. Даже эскулапом 🤦‍♀️ 🤦‍♀️ 🤦‍♀️

-4

Не надо так.

А надо, например, так:

В нашем дворе был рыжий пацан. Он часто гонялся за кошками и ел их какашки. Бабки поэтому звали его не наркоманом, как нас, а говноедом. Однажды этот рыжий говноед сорвал куш в казино и купил себе десять кошек. Теперь у него была своя ферма, и он никогда не был голоден.

Другие синонимы в тексте

Повторения в огромном количестве, конечно, уродуют текст. Однако постоянные попытки вписывать всё новые и новые синонимы его тоже не украшают.

Зачастую куда лучше вообще забывать про синонимы и повторяться, чем использовать набивший оскомину «ароматный напиток» вместо кофе.

Ситуация схожа с тем, что мы видели в именовании героев, но она не такая строгая, как там. Дело в том, что в реальной жизни мы используем гораздо больше синонимов к предметам, чем к людям. Подумайте сами, друг у нас чаще всего маркируется, как в голове, так и в разговоре, одним именем или прозвищем. Порой-то и назвать его по-другому неловко. А вот один и тот же лесопарк у нас может быть как лесом, так и парком.

-5

Поэтому стоит подбирать уместные синонимы, а не просто наваливать все, что смогли нагуглить. Очень важно опираться на время действия вашей книги. Ну не надо пихать устаревшие слова, когда у вас современность, просто чтобы разнообразить текст и показать свой словарный запас.

В современной литературной практике повторения (без перебора) не считаются дурным тоном, в отличие от повсеместной синонимизации.

Давайте опять отредактируем текст.

Исходник:

Макс жил в высоком доме на окраине города. Его халупа была построена всего пять лет назад, почти что последней в районе. Он часто знакомился с девушками в тиндере и приглашал их в свой особняк. Они с удовольствием соглашались и приезжали в эту высотку, чтобы хорошенько развлечься.

Во-первых, мы видим чрезмерное употребление синонимов и определений дома, большую часть которых вообще можно опустить.

Во-вторых, мы видим неуместные синонимы. Например, у него дом и халупа, и одновременно и особняк. Они только путают и не дают читателю нарисовать в голове картину. Только слова, слова, слова, не несущие за собой единого смысла.

-6

Давайте переделаем это безобразие:

Макс жил в высотке на самой окраине города. Её построили всего пять лет назад, почти что последней в районе. Он часто знакомился с девушками в тиндере и приглашал их к себе. Они с удовольствием соглашались и приезжали, чтобы хорошенько развлечься.

Мы вполне себе обошлись одной высоткой.

Подытожим

Чрезмерное использование синонимов не покажет вашу эрудицию и умение работать с текстом, а только утяжелит его. Иногда вплоть до нечитабельности.

Подбирайте уместные синонимы, которые не будут путать читателей. Они должны быть идентичными, а не делать из замка халупу.

Имена героев в синонимах не нуждаются.

Мы можем искать много примеров против того, что я сказала, в классической литературе – и мы их найдём – однако эти примеры устаревают и уже не являются эталонами писательского мастерства в современном мире. Литература меняется и развивается, как и другие области. Можете называть это деградацией, как хотите, фактов это не меняет. Сегодняшние тенденции именно такие, какими я их описала.

Я не взяла их из головы, а почерпнула от моих учителей, являющихся филологами и издающимися писателями. А также из книг по писательскому мастерству. Вы, безусловно, можете не соглашаться ни с ними, ни со мной. В конце концов, литературное мастерство – это искусство, в котором присутствуют тенденции, но не строгие правила.

❓А вы любите навалить синонимов?❓

📚 Вам также может быть интересно:

Wtfbooks at Taplink
-7