Найти в Дзене
Аппетитный Маркетинг

Gen Zers: что такое «поколение Z» и как его понять?

Оглавление

Интересный факт: какими бы разными не были поколения, всегда есть то, что их объединяет. Думаете, это то, что все они вершат историю мира и человечества, совершенствуют наш генетический код и развивают род? Ну, в общем-то да. Но нет. Единство поколений можно выразить одной фразой: «А вот в наше время…», ведь она не щадит никого.

Действительно, люди постарше всегда неодобрительно посматривали на молодежь, не понимая их увлечения, убеждения, внешний вид (вспомним анекдот про бабулю и зашитые на джинсах дырки).

В наше время роль «униженных и оскорбленных» досталась новому поколению молодых людей, которое в науке и популярной культуре окрестили «поколением Z» или «интернет-поколением».

Сегодня мы разберемся, что такое поколение Z, в чем состоят его особенности, чем оно заслужило плохую репутацию и так ли оно «забвенно и нежно», как его малюют.

ЧТО ТАКОЕ ПОКОЛЕНИЕ Z?

Поколение Z (англ. Generation Z) - это люди, родившиеся с 1997 года. Это дети интернета и цифровых технологий, которые не представляют мир без всемирной сети, разнообразия и возможности не только иметь, но и гордиться собственной индивидуальностью.

В нашей прошлой статье мы уже рассказывали о некоторых паттернах поведения и потребления поколения Z. Сегодня же сконцентрируемся на особенностях его представителей, которые иногда кажутся непонятными или странными на первый (да и второй) взгляд предыдущим поколениям.

МАЛОЙ ПОВЗРОСЛЕЛ

Поколение Z пользуется не самой лучшей репутацией в обществе. Многие считают представителей интернет-поколения детьми, которые отказываются взрослеть, принимать на себя обязательства и иметь хоть что-то в зоне своей непосредственной ответственности.

Однако, в основном это осуждение зумеров основывается на непонимании той среды, в которой они родились и росли. К примеру, представителей поколения Z часто критикуют за то, что они не стремятся брать подработки или работать летом. Старшим поколениям, обученным, что деньги нужно зарабатывать на заводе, или в офисе, или в такси, сложно осознать и принять тот факт, что зумеры не стремятся в физические офисы лишь потому, что уже смолоду зарабатывают хорошие деньги в интернете, работая блоггерами или предоставляя услуги онлайн.

Ту же историю можем отметить в вопросе о водительских правах. Бумеры и миллениалы, которые стремились получать права, как только им исполнится заветное количество лет, уже давно критикуют представителей нового поколения за то, что они не спешат в автошколы и за руль. Недопонимание же состоит в том, что для предыдущих поколений получение водительских прав было своеобразным обрядом посвящения во взрослую жизнь. Однако для зумеров водительские права не имеют такого большого философского значения, ведь в век их жизни — цифровой век — они имеют доступ ко всем возможным онлайн-сервисам, в том числе таким, как Uber, Yandex.Go и многим другим альтернативным средствам передвижения. Например, кикшерингу (сервисам аренды самокатов и электросамокатов).

Зачем права, когда есть кикшеринг, такси и сервисы совместных поездок?
Зачем права, когда есть кикшеринг, такси и сервисы совместных поездок?

Я СВОБОДЕН!

Поколение Z - это настоящая группа кармических стрельцов (о да, гороскопы мы любим) в плане отношения к свободе. И дело даже не в свободе физической — они рады сидеть за компьютером в родительском доме. Зумеры ценят духовную и личностную свободу (что от слова «совсем» не свойственно бумерам). Поколение Z не представляет жизнь без свободы выбора, разнообразия (как национальностей и полов, так и верований, убеждений, идентичностей), и за все это они готовы бороться, отстаивая значение здорового (и не совсем) активизма. Зумеры не задержатся там, где эта самая свобода нарушается. Даже место работы они выбирают, опираясь на этот принцип, так что подкупить их увеличенной зарплатой не удастся, если воркплейс недостаточно осознанный и принимающий. Жаль, а нас вот зарплатой заманить можно запросто!

ЭКСКЛЮЗИВ

Эксклюзивная черта поколения Z - любовь к эксклюзиву (мы достаточно раз сказали это слово?). Зумеры, действительно, намного больше, чем все остальные поколения, покупавшие серийные товары, привержены желанию персонализировать все свое имущество, начиная от чехлов на телефон и заканчивая машинами.

Такая особенность интернет-поколения имеет прямую корреляцию с их любовью к свободе выражения. «Если я индивидуален и не похож ни на кого больше, если я выражаюсь абсолютно по-особенному и отстаиваю свою и чужую идентичность, то как я могу обладать продукцией массового производства?» — резонно задаются вопросом представители поколения. Ответ: «Никак». В том числе поэтому среди зумеров так популярна концепция «сделай сам» (DIY - do it yourself). Помимо очевидных преимуществ выполнения отдельных задач собственными силами (например, экономия времени и денег, ведь вся информация доступна онлайн) существует также и аспект персонализации.

-3

СЛОВНО МОЛНИЯ

Особенность поколения Z, о которой мы не знали или, может быть, не задумывались — это их скорость. Зумеры всю свою жизнь существуют в мире высокоскоростных соединений, мгновенных сообщений и мультитаскинга. Подстраиваясь под работу своих любимцев компьютеров, представители интернет-поколения стали думать, размышлять, принимать решения и действовать с огромной скоростью. Об этом говорят эмпирические данные — продолжительность концентрации внимания зумера составляет 8 секунд (на 4 секунды меньше, чем у миллениалов), и за это время человек успевает «выжать» максимальное количество информации из источника.

Поколение Z чувствует себя прекрасно на таких огромных скоростях: они привыкли к коротким быстрым сообщениям и постам из 280 букв, для них оптимальны 30-секундные видео, а в соцсетях они умеют воспринимать информацию в процессе просмотра новостной ленты. Клиповое мышление этих людей не сравнить с мыслительными процессами предыдущего поколения: пока миллениалы зачитываются лонгридами, зумерам подавай только краткие тексты и видео не длиннее минуты. Удивительно же то, что за эту минуту они успевают получить столько же или даже больше информации.

Еще одним интересным проявлением скоростного мышления зумеров является их фобия телефонных звонков, ведь разговор по телефону занимает намного больше времени, чем переписка в мессенджерах. Это поколение, которое каждый день тратит в среднем три часа в день на отправку сообщений, не понимает, зачем перегружать себя физически и эмоционально, общаясь с человеком по телефону, когда можно быстро и просто решить проблему онлайн.

ВЕЧНЫЕ СТУДЕНТЫ

Для поколения Z характера еще одна черта, над которой его представители не имеют абсолютно никакого контроля — постоянное и непрерывное изучение и познание.

Зумеры не только, словно губки, впитывают огромное количество информации каждый день, но и также инстинктивно бросаются изучать все данные, с которыми сталкиваются. Представителям поколения Z недостаточно поверхностных знаний по интересным им темам, они стремятся докопаться до сути, понять, как и что функционирует.

Распространенным «недугом» среди зумеров является так называемый FOMO (fear of missing out) — синдром упущенной выгоды. Интернет-поколение боится упустить, не знать или не понимать что-то важное. Это вынуждает его стремиться получать все больше и больше знаний, учиться и совершенствоваться.

На картинке показано, как противостоять страху не узнать что-то потенциально важное – отложить гаджеты и получать от этого удовольствие! Зумеры называют это JOMO (Joy of missing out) по аналогии с FOMO. А бабушки давно знали этот секрет, постоянно предлагая "лучше б книжку почитать вместо этого вашего компьютера"
На картинке показано, как противостоять страху не узнать что-то потенциально важное – отложить гаджеты и получать от этого удовольствие! Зумеры называют это JOMO (Joy of missing out) по аналогии с FOMO. А бабушки давно знали этот секрет, постоянно предлагая "лучше б книжку почитать вместо этого вашего компьютера"

Другое «последствие» стремления поколения Z к постоянному изучению — многозадачность. Невероятно, но средний зумер имеет способность одновременно «работать» с пятью разными девайсами, отсеивая при этом ненужное и углубляясь в необходимую информацию. И хотя такая многонаправленность может иметь некоторые негативные эффекты, как, например, повышенный уровень стресса, мультитаскинг все чаще становится одним из главных преимуществ зумеров на рабочем месте.

А Я НЕ ТАКОЙ!

Удивительная особенность поколения Z, которой можно позавидовать, — это честность. Точнее, требование честности. Согласно исследованию MNI Targeted Media, зумеры, открытые миру и ничего о себе не скрывающие, видят взаимодействие с компаниями и организациями как дорогу с двусторонним движением. Будучи честными о себе, своих убеждениях, они требуют такой же честности в ответ, особенно от своих работодателей.

Для зумеров жизненно важно осознавать, что они взаимодействуют с этичным, осознанным и правильным игроком на любом рынке. И хотя они готовы прощать ошибки (какое милосердие!), интернет-поколение никогда не простит наглой лжи. Опросы показывают, что 71% представителей рабочей силы зумеров готовы бойкотировать компании и выступать против нарушающих принципы свободы самовыражения и деловой этичности организаций. Именно поэтому большинство компаний, стремящихся «заполучить» зумерскую аудиторию и готовых работать с ними, предпринимают активные действия с целью устранения «нарушений» и осуществления социально ответственной деятельности.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ

Один из самых популярных мифов о поколении Z, который специалисты уже не раз развенчивали — это суждение о том, что представители поколения не способны на межличностное взаимодействие и персональное общение, так как привыкли всегда существовать, коммуницировать и отдыхать только онлайн, в бесконечных мессенджерах и соцсетях.

Если задуматься, то зумеров действительно можно редко наблюдать вне цифровой среды обитания, поэтому популярность этого мифа объяснима.

Однако в результате обширного исследования поколения Z профессор Стэнфордского университета Роберта Катц выяснила (доказательства приводит в своей книге «Gen Z Explained: The Art of Living in a Digital Age»), что любимой формой коммуникации зумеров является, на удивление, персональное общение, которое они ценят как в личной жизни, так и на работе. Это стимулирует представителей поколения чаще и больше говорить с другими людьми вживую, обсуждать проблемы и чувства. В том числе и поэтому представители интернет-поколения, к примеру, чаще склонны посещать психолога, участвовать в треннингах и ретритах.

В целом, если предыдущее поколение миллениалов склонно к работе в одиночестве, то зумеры — их полная противоположность. Эти ребята выросли в атмосфере сотрудничества и коллаборации как в жизни, так и в интернете. Им необходимо быть частью сообщества, в котором все разделяют одинаковые интересы. Именно поэтому зумеров так притягивают социальные сети. Разнообразные комьюнити, фандомы и другие формы социальной организации и межличностного взаимодействия — все это является важнейшим аспектом соцсетей для поколения Z.

Конечно, максимальная персонализация контента и принятие любого самовыражения и разнообразия индивидуальностей также играют значительную роль в привлечении зумеров к соцсетям, однако стремление к общению и коллаборации здесь превалирует.

Интересное воплощение этого стремления в жизни представителей поколения Z — приверженность принципам экономики совместного потребления. Для зумеров проще простого прибегать к коллективному использованию вещей, физического и интернет пространства. Миллениалы, к примеру, видели такое только в страшном сне, ведь для них совместное потребление — необходимость для извлечения выгоды, а вот зумеры, несомненно осознавая его пользу, при этом фокусируются на его коллаборативном характере. Поэтому если хотите найти соседа по квартире, бегите к зумеру — он согласится!

Зумеры любят всё шерить – от такси до места жительства и даже личных вещей
Зумеры любят всё шерить – от такси до места жительства и даже личных вещей

Подводя итог нашему рассказу о самом обсуждаемом сегодня поколении людей, хотелось бы отметить: каждое поколение имеет безусловное значение для развития человечества, каждое реализует особую миссию, каждое несет в себе новую, уникальную часть нашего генетического года. Конечно, не обходится без недостатков — мы все (тсс, секрет!) ими наделены. Однако изучение поколения Z вновь указывает нам: не судите книгу по обложке! Откройте ее и полистайте странички. И тогда вы точно найдете для себя что-то важное.