- В наше время такой бренд, как Harley-Davidson, не нуждается в представлении. «Харлеи» всегда притягивают к себе внимание, и неважно, кто ты: обычный работяга, бизнесмен или звезда первой величины - под чары этого байка может попасть абсолютно любой человек. Что уж говорить, помимо известных спортсменов и актёров, свой мотоцикл имел даже папа Франциск. Именной байк Harley-Davidson Dyna Super Glide с надписью Francesco был у папы всего год, после чего его продали на аукционе за 241 500 евро. За байкерскую куртку папы новому владельцу тоже пришлось раскошелиться, счастливый обладатель отдал за неё 57 500 евро. Все вырученные деньги были отправлены на благотворительность.
- Но с чего же началась история культового байка? А началась она с увлечения мототехникой двух братьев, Артура и Уолтера Дэвидсонов (а позднее и третьего, Уильяма Дэвидсона), и их лучшего друга Уильяма Харлея в американском городке Милуоки. Парни собирали свои первые мотоциклы вручную, для себя, буквально из подручных средств (хотя по началу целью было создать обычный велосипед с мотором), и даже представить не могли, какое влияние они окажут на мир в дальнейшем. Так, с помощью смекалки, прямых рук и упорства, из обычной консервной банки был создан карбюратор первого Harley. А название легендарного бренда появилось благодаря тетушке братьев Дэвидсонов, которая в шутку написала на двери маленького сарая, где юные конструкторы собирали свои мотоциклы – Harley-Davidson Motor Company.
И вот, в 1903 году на свет появляется первый мотоцикл. Назывался он Milwaukee Merkel и имел двигатель объемом 405 кубических см, при этом весил примерно 13 кг. У него был одноцилиндровый двигатель мощностью 2 л.с и велосипедные педали для разгона до скорости, после которой запускался мотор. Максимально можно было разогнаться до 7-8 км/ч. Чуть позже, в 1910 г. был разработан и запатентован знаменитый логотип компании, который используется по сей день.
Несмотря на гордость от проделанной работы, продавать первый мотоцикл никто не решился, но вот вторую доработанную модель уже начали продавать на рынке по несколько экземпляров в год. Масштабирование бизнеса по началу мало заботило друзей, даже имея стабильные заказы и успешные выступления на гонках, даже при нарастающей волне популярности, в течение первых нескольких лет все мотоциклы Harley-Davidson всё также собирались в стареньком сарае. Гораздо позже, когда появились первые производственные площади, тот самый сарай перенесли в производственный цех как символ истории компании.
На начало 1907 года «Харлеи» начинают поставлять в отделения местной полиции. Конечно, внешний вид был все еще далек от привычного нам мотоцикла, да и цветов было всего два – черный и серый.
Армия Великобритании в начале Первой мировой войны заказала у Harley-Davidson 500 мотоциклов. Мотоциклы пользовались огромным спросом, и в 1917 году поступает крупный заказ для американской армии. Армии нужны были «Харлеи» с коляской (для установки пулеметов), для того, чтобы противостоять на них мексиканским революционерам.
Таким образом, можно сказать, что военные Англии и Америки проехали Первую мировую на байках «Харли-Дэвидсон», которые в это трудное время смогли зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. За весь военный период было произведено более 20 тысяч мотоциклов. Именно благодаря этим заказам от полиции и армии компании Harley-Davidson позднее удастся относительно спокойно пережить время Великой депрессии, в то время как многие производители разорялись и были вынуждены закрывать свои заводы.
Также стоит упомянуть, что в 1911 году на свет появляется узнаваемый всеми двигатель “F-head” с головками цилиндров в форме буквы F, и становится основным для моделей Harley-Davidson вплоть до 1929 года.
«Харли-Дэвидсон» стал крупнейшим производителем мотоциклов в мире в 20-ые годы XX века. В 1920-х годах в истории компании происходят сразу два значимых события. Во-первых, объём двигателя «Харлея» достигает 1200 кубических сантиметров. Во-вторых, гоночная команда Harley-Davidson выбирает себе талисманом поросенка. В 1921 году «Харли-Дэвидсон», за рулем которого был гонщик Отто Уолкер, впервые выиграл гонку, пройдя дистанцию со средней скоростью свыше 100 миль в час (160 км/ч). Команда побеждает, и гонщик проезжает круг почета с поросенком в руках – так появилось прозвище Harley Hogs (hog — от анг. кабан). Такое имя надолго закрепилось за обладателями мотоциклов, но позднее его заменили на Harley Owners Group. В том же временном промежутке одерживает свои первые победы гонщик команды H-D Лесли «Рыжий» Паркхерст (Leslie "Red" Parkhurst) который установил 23 мировых рекорда скорости на мотоцикле Harley-Davidson с литровым мотором.
Также, в это же десятилетие происходит усовершенствование мотоциклов и впервые появляется 74-дюймовый двигатель V-Twin, а в 1925 году впервые появился бензобак в виде капли, определивший дальнейший стиль «Харлеев». Он стал одной из отличительных характеристик бренда и до сих пор стоит на большинстве современных моделей мотоциклов.
Вторая мировая война стала для Harley-Davidson новым витком развития. Стремительным домкратом взлетели вверх производственные мощности, производство мотоциклов встало на плотный поток. Сборщики трудились днем и ночью, поскольку мотоциклы поставлялись не только американской армии, но и союзникам. У наших солдат «Харлеи» были на хорошем счету и Советский Союз получил около 30 000 таких мотоциклов, а после войны на этих самых военных «Харлеях» стали ездить милиционеры.
По окончанию войны в Америке образуется новое, неожиданное для тех времен движение. Военные, вернувшиеся домой, чувствуют свою ненужность и неприспособленность к обычной жизни. Многие военные возвращались домой с байками. Разодевшись в кожаные куртки с надписями, объединяясь в группы, они начинают гонять по дорогам США – громят, грабят и даже устраивают локальные войны с представителями других банд. По сути, это была одна из самых ранних разновидностей байкерского движения в таком виде, в котором они существуют сегодня. Единый дух, единый стиль одежды, так называемые "цвета", и свой кодекс. Именно тогда новые оригинальные «фишки» стали придумывать байкеры, а не конструкторы. Так появился легендарный цвет «металлик» на мотоциклах Harley-Davidson – солдаты просто добавляли специальную пудру с металлом в краску и красили детали байка сами.
В 1950-х компания начинает испытывать сложности. Проблемы с финансами, внутренние разногласия, всё приводит к тому, что ее выкупает компания AMF. На долгое время Harley-Davidson теряет свою индивидуальность и популярность, новые модели мотоциклов почти не появляются, ажиотаж стремительно падает. Выкупить акции родственникам семей Дэвидсонов и Харлеев совместными усилиями удается лишь в 1981 году. Начинается новая история, история возрождения компании – появляются новые модели мотоциклов, открываются заводы, мотоциклы активно рекламируются, в том числе и гонщиками, которые берут на них призовые места. И, наконец, в 1983 году появляется самый большой мотоклуб Harley-Davidson с количеством участников 90 тысяч человек (к слову, через 30 лет он стал насчитывать уже миллион участников). Члены клуба устраивают заезды, носят клубную атрибутику и организуют мотофестивали. Организация является всемирной и имеет свой устав и правила.
Конечно, культовый бренд не мог не засветиться в кино. В 1991 выходит фильм "Харли Дэвидсон и ковбой Мальборо", в этом же году выходит вторая часть культового "Терминатора" , где железный Арнольд гоняет на новой модели Softtail Fat Boy. Причем по легенде, название этого мотоцикла – объединение названий двух атомных бомб «Толстяк» (Fat) и «Малыш» (Little Boy), что были сброшены на Нагасаки и Хиросиму.
В наши дни, наверное, Harley-Davidson даже не нуждается в рекламе, потому что любой, даже далекий от мотоциклов человек, знает или слышал о «Харлее». Кино, компьютерные игры, песни, «Харлеи» плотно укрепились в нашей жизни. Как говорят люди «Среди самых частых слов для татуировки используется слово «мама», а затем - Harley-Davidson».
Автор - Denis Richter