Итак, обещанный разговор про дисгармонию. Когда ребенка детально, подробно по уровням навыков диагностируешь, обычно достаточно быстро вырисовываются несколько вариантов развития.
Норма - все вехи развития соответствуют возрасту, общая задержка - все тоже так ровненько, если графически изобразить, речевики - все по возрасту понимаю и коммуницирую, но исключительно невербальными средствами и как раз та самая дисгармония - когда влегкую пазлы, сортеры, цифры, буквы, бывает что читаю и пишу - но никак не продемонстрирую свое знание всех видов динозавров, например. Никак не попрошу желаемое. Никак не сообщу о боли или страхе, просто буду орать. Такая умница в себе. Я таких детей иногда называю дедами)
Реально, даже как-то неловко рядом находиться - ему пять, а ощущение, что пятьдесят пять, и за плечами развод с ипотекой. Ты ему тритатушки, а он как глянет и сидишь, обтекаешь - и правда, что это я.
Такие дети довольно отзывчивы в коррекции, коммуникация не приходит к ним сама, но они уверенно ей обучаются. Это чаще всего говорящие дети, их речь как правило специфична, отставание в речевом развитии выражено, но они хорошо обучаемы. Период "дедства" у них проходит вместе с совершенствованием речи - глядь, через год-два рядом с тобой уже не дедок, а ребенок, играет, смеётся, глупости всякие специально делает и на твою реакцию смотрит. Суровость эта, самоуглубленность - не характер, а этап. Эти дети при условии грамотно выстроенной коррекции идут в школу, обучаясь либо по массовой программе, либо программам для детей с РАС или нарушениями речи. Обучаются примерно одинаково - средне, хорошо или прекрасно осваивают математику и другие точные науки, ниже среднего, как ни ложись костьми, чаще всего остаются русский и литература и практически всегда за кадром до весьма солидного возраста остаются отношения со сверстниками, даже при отсутствии серьезных поведенческих и коммуникационных проблем и уже горячем стремлении наладить дружеские отношения.
Мамы таких детей, и даже специалисты чаще всего не в состоянии отчётливо сформулировать, в чем же дело. Глупый? Нет. Все тесты пройдены, программа осваивается. Кругозор узкий? Нет. Нормальный, где-то даже пошире среднестатистического. Общаться не умеет? Умеет уже и хочет, и страдает. Почему же со сверстниками никак не складывается, да и мама сама, не понимая как назвать это неназываемое, говорит - учится в пятом классе, а по развитию лет на шесть. По какому развитию, спросишь? Да не знаю, ответит мама. По эмоциональному. По психическому. Не знаю.
Я знаю, как человек, отданный в школу в шесть лет и испытывавший в детстве похожие трудности. Программа осваивалась? Да, не вопрос, на одни пятерки. Но сидят девочки-первоклассницы на переменке вдоль стены на корточках, все сидят, и я с ними. Мимо пробегает толпа мальчиков и вдруг все девочки встают, кроме меня - зачем, мне удобно. Через несколько минут замечаю, что стала центром притяжения толпы, которая показывает пальцем и хохочет. Как мальчики, так и те самые девочки. Что происходит? Трусики видны. Дошло, но уже поздно. Из таких мелочей состояла моя школьная жизнь, и эти мелочи быстро привели к тому, что я стала в школе белой вороной. А в подростковом возрасте свою инаковость смогла отследить уже сознательно - каждое лето мы с подружками организовывали многосерийную большую игру с куклами, приехав на дачу в свои 13 лет, я была готова продолжать, и мы продолжили. Но недолго. А пошли на дискотеку в военный городок! И все пошли. Кроме меня. А можно в куклы? Военный городок - это скучно!!!! Весело мне стало лишь спустя лет пять...
- Что это было? Отставание - чего?! Я была на порядок начитаннее и информированнее большинства сверстников. А отставала - деятельность. Ведущая. В точности по Выготскому. На эту тему я сейчас дописываю курс по раннему возрасту, рассматривая данный период именно через призму ведущей деятельности. Позже рассмотрю и другие. А потом и до отклоняющегося развития доберусь. Мои подруги вступили в период межличностных и межполовых отношений - а я осталась в учебной с игровыми элементами. И это провело между нами черту, так же как и раньше она была проведена между мной и одноклассниками. Подробнее о других своих странностях, кстати, в этой статье рассказывала.
Возвращаясь к нашим самоуглубленным дедушкам пяти лет от роду - когда в норме дети бывают так самоуглублены? Когда не особенно стремятся к общению как со сверстниками, так и даже с самыми близкими взрослыми? А года в полтора. Когда мир увлекательных предметов затмевает им мир людей. Когда кастрюля и крышка круче надоевшей мамы. Это - нормальный этап. Предметная деятельность как ведущая. Именно она характерна для наших пятилеток с особенностями, именно в ней они остались. Предметная плавно перетекает в учебную, часто минуя игру, так как возраст-то уже обучения, и вроде же умный. И мы учим. И правильно делаем, ведь впереди школа. А игра прорывается потом. И просит дева пятнадцати лет на день рождения дом Барби, и играет упоенно, и страдает без игровых партнёров. Вот такие маленькие трагедии. Вспоминая себя - не такие уж и маленькие.
Что делать? Особо ничего. Понять, простить, расслабиться. По возможности тянуть в ведущую деятельность по возрасту, не замещать одну деятельность другой. Возможно не всегда, но попробовать стоит. Верить, что в юношеском и далее возрасте проблема деятельностного отставания сгладится, ведь все мы, взрослые, десятилетиями в одной ведущей деятельности пребываем, догонят. Не наворотить в школе дополнительных психотравм, нанимая одного за другим репетиторов по русскому и в результате нечеловеческих усилий получая все равно тройку. Замечать сильные стороны и прокачивать их, находить самые странные фанатские сообщества и внедрять в них ребенка. Ну и изучать теорию ведущей деятельности Выготского. Там очень интересно.
Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, АВА-специалист.
Записаться на курс "Ранний возраст" - тут Промокод MART действителен до конца марта.
Записаться на индивидуальную консультацию очно и онлайн, приобрести вебинар - тут