2 марта 1823 года родился Константин Дмитриевич Ушинский — реформатор педагогической науки, писатель и публицист. Константин Дмитриевич прошёл путь от сына отставного офицера до главного теоретика образования в Российской империи; его идеи востребованы всеми педагогическими факультетами современной России, и педагогический институт НИУ «БелГУ» не является исключением.
Наследие Ушинского
Константин Дмитриевич подходил к педагогическому вопросу беспристрастно. Преподавая в Гатчинском и Смольном институтах, Ушинский требовал убрать разделение учеников на «благородных» и «неблагородных» – и руководство к нему прислушалось.
Почти до Революции что в сельских школах, что в городских гимназиях дети учились читать и писать по «Родному слову» Ушинского. Педагог Николай Васильевич Чехов писал, что имя Константина Дмитриевича «дорого всей мыслящей России, оно примиряет все часто враждующие педагогические направления и с одинаковым уважением произносится и деятелями церковно-приходской школы, и последователями идеи свободного воспитания».
В книге «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д. Ушинский вывел простое, но точное определение: «Ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний». Эту его идею воплощает в жизнь современный педагогический институт НИУ «БелГУ».
Всё, что вы хотели знать
Константину Дмитриевичу посвящён один из выпусков партнерского онлайн-проекта «Время лучших», который в Год педагога и наставника запустили Белгородская государственная универсальная научная библиотека и кафедра педагогики педагогического института НИУ «БелГУ».
В планах авторов — рассказать о выдающихся педагогах России и Белгородчины, чей вклад в воспитание подрастающего поколения бесценен. Послушать подкаст об Ушинском можно тут.
А об обстоятельствах создания проекта «Время лучших» главный библиограф информационно-библиографического отдела Белгородской универсальной научной библиотеки Надежда Полшкова и доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики факультета психологии пединститута НИУ «БелГУ» Наталья Шеховская рассказали радио России вот в этой передаче.
Принимая эстафету
В настоящий момент в педагогическом институте НИУ «БелГУ» 19 кафедр (из них 15 выпускающих, 2 предметных и 2 практической подготовки), научно-исследовательская лаборатория исторической антропологии, научно-образовательный психологический и педагогический центр «Ресурс», лаборатория инновационных педагогических технологий, научно-проектный центр когнитивных нейронаук и нейротехнологий и центр глобально-ориентированного образования дошкольников «Ноосфера».
В институте работает 237 преподавателей, из них 38 докторов и более 170 кандидатов наук, более 5500 студентов и аспирантов по всем формам обучения осваивают здесь свои будущие профессии.
Институт выбирают молодые люди из Анголы, Армении, Афганистана, Беларуси, Бурунди, Гаити, Гвинеи-Бисау, Индонезии, Иордании, Ирака, Казахстана, Колумбии, Латвии, Ливана, Монголии, Палестины, Сербии, Сирии, Туркменистана, Турции, Узбекистана, Украины, Эквадора.
Ежегодно в педагогическом институте проходят международные конференции, многие из которых стали традиционными: «Белгородский диалог», «Кондаковские чтения», «Классическая и византийская традиция», «Карамзинские чтения» и другие. Активную работу ведет белгородское отделение «Византийского клуба».
Педагоги прошлого гордились бы уровнем компетенции выпускников педагогического института НИУ «БелГУ», а сами выпускники гордятся выбранной профессией, ставшей для них призванием.
Материал подготовил Даниил Говоров