Найти тему
Деревянные лошадки

... и Morgan

Оглавление

В одном интервью Сочиро Хонда, далеко не последний человек в мире авто- и мотопроизводства, сказал, что к началу XXI века останется с пол-дюжины автоконцернов, а затем, помолчав, добавил: "и Morgan". Чем же отличается от прочих автоделов Morgan Motor Company? Традицией, традицией, и ещё раз - традицией! Здоровый, а местами и не очень, консерватизм - вот конёк компании. Не делать двигатель - его уже сделали другие! Не делает автомобиль, если нет заказчика - незачем аппарату пылится на складе! Лучшее авто - одноместное, но мало кто это понимает, по этому специально для Вас сделают двухместное. Платите и ждите! Вам пришлют почтового ворона.

Какое отношение имеют чадящие колесницы к каналу? Самое прямое - большинство Morganов строятся с деревянной рамой. Написано - традиция, а кареты традиционно делались из древесины, хоть оне и с моторчиком.

Всё началось в 1904, когда инженер - путеец Генри Фредерик Стенли Морган, решил организовать автобусное сообщение в Малвер - Линке. Для обслуживания был организован и сервис, который не чурался и сторонних заказов.

Morgan garage. Всё понятно без перевода.
Morgan garage. Всё понятно без перевода.

Уже через пару лет Генри купил себе автомобиль - Eagle Tandem. Шо характерно - трёхколёсный.

Генри Морган и "Тандем"
Генри Морган и "Тандем"

Вот тут официальная история на сайте компании (кому интересно - https://morgan-motor.com/) молчит, но подозреваю, что аппарат мистеру Моргану не понравился. И он решил сделать машинку "под себя". По максимуму, в смысле - по минимуму. Минимального размера. Минимального веса. Пассажиров - тоже минимум, в смысле "ноль". Колёс - три, меньше уже мотоцикл, а папенька - священник не велит кататься на бесовской колымаге. Двигатель о 2-х цилиндрах, V - образный Peugeot, мощностью 7 л.с. (по нонешним временам тоже не очень много).

Строилась машинка, говоря протокольным языком, "для личного пользования". И вот, совершенно случайно, ну просто чудом, оказалась в 1909, на автомобильном салоне в выставочном комплексе "Олимпия", Лондон (the capital of Great Britain). Публика аппаратом заинтересовалась, журналисты окрестили самобеглую тележку Бегунком (Runabout по - аглицки), но выяснилось "маленькое но" - одному ездить скучно, нужна компания, а значит - второе место, для пассажира. Мистер Морган закостенелым ретроградом не был, и через год общественности был представлен переосмысленный вариант Runabout. С двумя сиденьями, капотом, ветровым стеклом и рулевым колесом вместо "коровьего хвоста". Вот он и пошёл в "серию".

Ну как - серия?! Применительно к Morgan - очень приблизительный термин. Никакого конвейера! Только умелые руки и душа мастера! И так - на каждой операции. Основа машины - рама, сначала была трубчатой, потом стали применять z - образные профили и ступенчатую конструкцию. К концу того, ХХ веку, перешли на алюминиевую, клееную. Поверх рамы устанавливают - вот оно! - деревянный каркас, который обшивают кузовными панелями из стали или дюраля. С операции на операцию то, что будет автомобилем, перевозят на специальных тележках или на технологических колёсах. Вручную. Деревянные элементы гнут в специальных оправках, а панели кузова формуют вручную, на болванках. Тоже деревянных. В лучших традициях точного машиностроения, всё подгоняется напильником (не шутка!).

Официально, Генри Морган компанию имени себя - Morgan Motor Company - зарегистрировал в 1912. Рулил он ею по 1959, вплоть до своей смерти. Далее у руля встал сын - Питер, а потом и внук - Чарльз. Катаклизмы нового веку чуть не подкосили компанию, но на помощь пришло британское правительство, выделив грант, а в 2019 контрольный пакет акций был куплен итальянским инвестиционной группой Investindustrial. Закончилась эра семейного бизнеса, но не закончилось время Morgan.

Вплоть до 1936 компания строила только трёхколёски в разных модификациях. Но ничего не стоит на месте (тем более автопром), и к Morgan прикрутили ещё одно колесо. Не долго думая, машину назвали 4/4 - 4 колеса/4 цилиндра. Runabout всё равно выпускали, вплоть до 1952. Вернулись к трёхколёсной теме аж в 2011, выпустив Morgan 3 Wheeler с брутальным V-twin от S&S, выставленным на всеобщее обозрение. Сейчас эта модель уступила место Super 3, с фордовским движком, скрытым с глаз долой, под капотом. Современный модельный ряд прост - трёхколёсник и четырёхколёсные "плюсы", "+4" и "+6". По великим праздникам, для любимых клиентов - "+8" и Aero в различных модификациях. Цифирка в индексе - количество цилиндров движка. И "вишенка", с 2014 года действует Morgan Special Projects Division - отдел специальных проектов, где богатенькие "буратины" могут выстругать индивидуальную игрушку, в единственном экземпляре.

Дале занудствовать не буду, просто наслаждайтесь красотой неописуемой.

Трёхколёсники Morgan

Четырёхколёсники Morgan

Aero и прочая изыски

И напоследок. Morgan - это не только ценный автомобиль, но и три сотни педальных машинок для подрастающего поколения от 6 до 13 лет (так - в описании). В честь столетия Runabout компания, в 2009, выпустила его копию в масштабе 2/3, Supersport Junior. Каждая машинка снабжена номерной табличкой. А в 2015, вдохновившись 3 Wheelerом, в Белоруси сделали веломобиль с электроприводом Ecomobil Picar. Уже для взрослых. Как сложилась судьба белорусской машинки - мне не ведомо, но пара аппаратов сделана была.

За сим - откланяюсь.

Авто, тем более Morgan - это быстро. Но самолёт - быстрее. Всерьёз об авиации читайте на канале Сергея Мороза.