«Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!»
Один из самых сложных аспектов деятельности любого правителя, это налаживание дипломатических связей со своими соседями, далёкими и близкими союзниками. С выгодными торговыми партнёрами, с противниками и потенциальными союзниками.
И подводных камней на этом пути предостаточно. Каждая мелочь может стать огромной глыбой на пути улаживания спорных вопросов. Чего стоят религиозные разногласия между мусульманскими и христианскими странами. И ведь есть ещё противоречия внутри мусульманского мира. Такие противоречия при столкновении шиитского Ирана и суннитского Мавераннахра, в буквальном смысле, стоили Мухаммеду Шейбанихану головы. Поскольку Исмаил Сефеви голову ему приказал отрубить, кожу содрать, набить соломой и отправить Османскому правителю. А череп оставил себе. По одним сведениям приказал оправить в серебро и сделал чашу для питья вина. По другим была сооружена целая ваза, с глазами из оникса и золотыми зубами. Точно никто не знает, но в дахме Шейбанидов лежит обезглавленный скелет.
И как Исмаил Сефеви не побрезговал из черепа употреблять спиртные напитки, не понимаю. Но сегодня о дружбе и сотрудничестве. Так с кем дружил Абдуллахан? Вернее, кто с ним дружил и почему?
Наиболее тесными отношения такого вида сложились с Хиндустаном, или государством Великих Моголов. Большая просьба не путать с монголами. Другое название страны – государство Бабуридов. Несмотря на то, что Шейбанихан и молодой Захириддин Бабур разошлись лютыми врагами и Бабур потерял горячо любимую Родину, по которой он тосковал, нормальные отношения между государствами всё-таки сложились. Кучкунджихан не стал долго держать камни за пазухой, а постарался наладить контакты с бывшим врагом.
Он предпринимает первый дипломатический шаг к установлению мирных, добрососедских отношений Шейбанидов с Империей Великих Моголов. Кучкунджиханом было отправлено посольство, во главе с Амин-мирзой, ко двору Бабура в Агре, которое очень тепло было принято падишахом. Так посол Кучкунджихана преподнес Бабуру в качестве подарков знаменитый изюм Мавераннахра, курагу субхани и другие сладости, а также драгоценности, которые везли на семи верблюдах; кроме того, 200 великолепных породистых коней-ахалтекинцев. Из исторических сведений известно, что Бабур, будучи в деревне Алвар, 29 февраля 1529 года, устроил прием всем находившимся при нём послам, но отпустил лишь одного Амина-мирзу, посла Кучкунджи-хана, пожаловав ему «…кинжал на поясе, тканую золотом шапку и семьдесят тысяч тенег»
Абдуллахан II пошёл ещё дальше. Для установления тесного союза и личной унии он отправил в Хиндустан свою единственную дочь в качестве жены Акбара Великого. Но у того было более тридцати жён и дочь Абдуллахана затерялась среди них. Поскольку никаких сведений о ней не сохранилось.
1572 году Абдуллахан II отправляет посольство к Акбаршаху. Бухарские послы везли подношения своего повелителя в виде драгоценных подарков и, конечно, самое главное — письмо-послание. В своем послании Абдуллахан выразил надежду на укрепление дружеских уз между двумя государствами. Целью этого послания было создание военной коалиции против возможного военного нападения на страну со стороны других государств. Гонцы вернулись на родину с ответными подарками и письмом с заверениями в дружбе.
В 1577 году второе посольство
В 1585 году третье посольство по поводу Синда, Кашмира и Бадахшана.
В 1586 году Акбаршах отправляет в Бухару вместе с послами Абдуллахана и своего посла.
Но из-за наглого письма, написанного Акбару Абдулмумином, сыном Абдуллахана, отношения обострились, а потом и разладились.
Не только с Индией были налажены тесные отношения. Была в истории Средней Азии страница противостояния с Российским царём Иваном Грозным. С одной стороны торговля была выгодна обеим сторонам. Через Среднюю Азию в Россию везли редчайшие индийские и китайские товары. Но кроме товаров было место, по которому два правителя не могли достичь так называемого консенсуса. И каждый, независимо один от другого, помогал своему ставленнику.
Для знатоков — факт, что Сибирское ханство было самостоятельным и никогда не принадлежало России.
Владение Тайбугинов,
Часть владений Шибанидов
Порождение «Великой замятни»
Это всё с 1220 до 1375 года.
Пока о русских и их владениях в Сибири речи нет, сами, к сожалению находятся под пятой татаро-монгол.
Время Тохтамыша
Государство Хаджи-Мухаммада (1421—1428)
Государство кочевых узбеков (1428—1468) – или Абулхайрхана.
Период с 1375 до 1468 года. Смерть Абулхайрхана и распад его государства.
Тюменское ханство (1468—1495)
Искерский юрт (1495—1582)
Сибирское ханство Кучума (1563—1582)
Именно в период правления хана Кучума, он получает большую помощь от Бухарского правителя Абдуллахана II, который считает Сибирское ханство чуть ли не своим наследственным юртом. Он посылал Кучуму золото, шейхов и знатоков Корана для обращения местного населения в мусульман и всячески поддерживал материально. Естественно Ивану Грозному это категорически не нравилось. Претензии российского царства на Сибирь в тот период, скажем так, были ни на чём не основаны. Только на желании царя иметь «мягкую рухлядь, да ясачное население».
Кучум построил несколько новых городков, набрал армию. Считается, что при нем Сибирское ханство было на подъеме. Укрепляя свою власть, расширяя границы, усиливая армию и решая другие внутренние дела, он первые годы продолжал платить Москве дань. Однако со временем он решил прекратить эти отношения и даже стал совершать набеги на соседние северо-западные земли Московского государства, которые осваивали купцы Строгановы, получившие право на это в 1574 году по грамоте от царя Ивана IV Васильевича. Интересный вопрос — на основании каких законов и прав он распоряжался на территории Сибири?
О дальнейшем продвижении в Сибирь Российского государства все знают, и все знают историю Ермака Тимофеевича, покорителя Сибири.
Завоевание Сибири Русским государством (1582—1598) приходится на период некоторого ослабления власти Абдуллахана II. А после его кончины и смерти хана Кучума вопрос о независимости Сибирского ханства отпал сам собой.
Подробная характеристика всех визитов в Бухару и из Бухары в Россию: 1559 году в Москву были отправлены ответные посольства из Бухары и Балха. Целью этих визитов было разрешение ряда вопросов торгового характера. Бухарский хан Абдулла просил Ивана IV о свободном пропуске его купцов в Казань, Астрахань и ряд других городов.
Осенью 1559 году прибыли в Москву два бухарских посла. Правительство Бухары через своих послов получило разрешение Бухарским купцам приезжать для торга в Астрахань. «Грамотами о купечестве» Ивана IV разрешалась торговля азиатским купцам и в других городах России.
В 1563, 1566 и 1583 гг., приезжали послы в Русское государство из Бухары и Самарканда. Они должны были урегулировать вопрос о торговых отношениях с Русью.
В 1585 году Бухарский хан Абдулла отправил своего посла Мухаммада-Али к царю Федору Ивановичу с товарами и подарками. Царское правительство интересовалось Средней Азией как базой в монопольной торговли шелком с Западной Европой.
В 1589 году Российское правительство разрешило бухарскому послу Достуму и изюрскому послу Кадышу беспошлинную покупку товаров по пути их следования.
И для самых терпеливых, отрывок из романа, касающийся отношений Бухары и Сибири.
«…— Могу достоверно сказать вам, что ещё ваш незабвенный дед Шейбанихан отправился с войском в тысячу семьсот сабель в Сибирь, его сопровождали триста шестьдесят шесть шейхов и хаджей, последователей знаменитого бухарского Ишан Ходжи, который носил имя Баховиддина Накшбанди. На берегах Иртыша произошло несколько кровопролитных сражений, урон понесли обе стороны, но те люди, победив противника, остались в Сибири, чтобы нести святое учение ислама. В этом деле активное участие принимали и женщины, вот их имена: Акилабиби, Анипабиби, Хадичабиби, Салихабиби и многие другие. За это деяние ваш предок от шейхов Бухары получил почётное звание Валихан — «святой царь»...
— Вы не ошибаетесь, почтеннейший? Неужели в войске были и женщины? — Наши женщины не были приспособлены к какой-либо самостоятельной деятельности. Всё, что они совершали, делалось с позволения отца, мужа или братьев, а здесь они отправились в дальний поход... Даже по улицам без сопровождения мужчины или мальчика из семьи женщины не показывались. Что-то мне не верилось.
— Великий хан, я не могу ошибиться, так здесь написано и упоминаются имена женщин. Видимо, они ехали с посольством и войском не самостоятельно, не по своему желанию, а сопровождали мужчин. И вы направьте своё благословенное внимание на то, что все они грамотные, судя по всему, знали Коран.»
(Наталия Трябина. «Первый узбек»)
Использованная литература:
«Бабур-наме», «Записки Бабура» Захириддин Бабур. Перевод М. Салье
Мухамеджанова, Л. П. Дипломатические и торговые связи Бухары с Россией XVI-XVIII вв. / Л. П. Мухамеджанова, Б. Т. Мирзакулов.
Документы: «Сношения России с Бухарой и Хивой за последние триста лет»