«Ода пчелиной матке от верной подданной её пчелы» - с таким произведением ворвался в литературный мир России 1794 года студент Московского университета Иван Срезневский, которому сегодня исполнилось бы 253 года. Сын скромного священника из рязанского села Срезнева под пчелиной маткой имел в виду, конечно, матушку-императрицу Екатерину II.
Следующие несколько лет после выпуска Срезневский преподаёт в разных учебных заведениях. В это время выходят его переводы с латыни, греческого и немецкого языков, включая первую биографию Екатерины Великой.
А в мае 1804 года титулярный советник и магистр философии Иван Евсеевич Срезневский поменял Москву на Ярославль. Известный меценат Павел Демидов пригласил его возглавить кафедру словесности, древних языков и российского красноречия в только что учреждённом Ярославском Демидовском высших наук училище. На торжественном открытии учебного заведения, состоявшемся в августе того же года, Срезневский произносит свою знаменитую речь «О любви к Отечеству», которую потом неоднократно переиздавали.
Шесть лет профессор Срезневский преподавал в столице Верхнего Поволжья и продолжал заниматься переводами с классических и европейских языков. Параллельно написал ещё несколько речей, включая «Торжественное слово о странствовании муз». В Ярославле Иван Евсеевич нашёл и свою музу, женившись на Елене Ивановне Кусковой, дочери учителя танцев Демидовского училища.
В 1812 году Срезневский покинул наш город. Он был избран на должность профессора Харьковского университета, где и проработал до самой кончины. Всю жизнь Иван Евсеевич продолжал заниматься поэзией, радуя современников и сатирическими стихами, и серьёзными одами типа «Победная песнь Россов на поражение бесчисленных сил мечтательного завоевателя света» (1812) и «Оратория на торжество избавления отечества от лютого и сильного врага» (1814). Мечтательный завоеватель света... Эк он Наполеона приложил!
Впрочем, не все с восторгом принимали эти стихи. Тяжелый стиль произведений Срезневского вызывал насмешки представителей литературного общества «Арзамас». А арзамасец Воейков даже предлагал принять профессора в число… покойников, поскольку тот «имеет все приличные и потребные мертвецу качества – тяжеловесность, невежество, тупость»! Так проходит мирская слава...