Найти в Дзене

Умолкли песни «Нового поэта»

18 февраля (2 марта по новому стилю) 1862 года Иван Иванович Панаев скончался в квартире на Литейном от разрыва сердца. Умолкли песни «Нового поэта», остались незавершенными «Литературные воспоминания».

П.Ф. Борель с фотографии А.И. Деньера. Портрет И.И.Панаева. Лист из альбома «Портретная галерея русских деятелей». 1860-е гг.
П.Ф. Борель с фотографии А.И. Деньера. Портрет И.И.Панаева. Лист из альбома «Портретная галерея русских деятелей». 1860-е гг.

Но герои повестей Панаева живы и по сей день: прогуливаются по Невскому проспекту «благонамеренные господа», блистают дорогими нарядами «Шарлотты Федоровны», кормятся за чужой счет ушлые панаевские «хлыщи». Имя, чин, деньги - три ипостаси, из которых соткан истинный гражданин, - все те же; помешательство на «хорошем тоне» никуда не исчезло, и мы по-прежнему все смотрим и смотрим на мир через «стеклышко в глазу». Живет своей жизнью и петербургская «Ярмарка тщеславия» - Невский проспект, «выставка всех наших слабостей, всех наших предрассудков, всех смешных сторон наших». И все так же остроумно, тонко и верно рассказывает нам о неизменных пороках общества со страниц своих повестей и фельетонов «Новый поэт», писатель Иван Иванович Панаев.

В февральском номере «Современника» на первых страницах журнала был размещен некролог писателя. Как известно, автором текста выступил Н.Г. Чернышевский.

«Тернисто поприще журналиста, - писал Чернышевский. -Четырнадцать лет во главе журнала, испытавшего столько превратностей, любимого публикой, нелюбимого большею частью литературных и журнальных кружков, не искавшего себе опоры ни в чем, кроме убеждений, которые признавал истинными и которым служить считал себя призванным».

Из некролога мы узнаем, что в течении трех траурных дней прощания, квартиру на Литейном посетили «толпы народа, всех званий от лиц значительных до простонародья».

«С раннего утра до поздней ночи у гроба толпились люди разных классов общества: студенты, гимназисты, офицеры, купцы, даже лавочники», - писала Авдотья Панаева в воспоминаниях.

Альбом «Собрание 98 гравированных на стали видов для Панорамы Санкт-Петербурга». Спасо-Преображенский собор. 1834
Альбом «Собрание 98 гравированных на стали видов для Панорамы Санкт-Петербурга». Спасо-Преображенский собор. 1834

То же скопление народа было и на отпевании в Спасо-Преображенском соборе, гроб с телом несли на руках вплоть до Невского монастыря. «Глубокое всеобщее сожаление», - так описывает Чернышевский реакцию на весть о смерти писателя. «…Это был истинно честный, кроткий, незлобливый человек. Как литератор, он представлял из себя нечто особенное: он смотрел на дело, которому посвятил свою жизнь, серьезнее, чем многие думают, и постоянно работал над собою, стараясь о собственном совершенствовании», - завершает некролог автор.

Автор текста – Юлия Викторовна Васильева, хранитель экспозиции Мемориального музея- квартиры Н.А. Некрасова.