В начале ХХ века флот претерпевал многие изменения. Научно-технический прогресс достиг того момента, когда пора было выйти за рамки старых концептов. Основная ударная сила флота – эскадренные броненосцы – отчасти строились по инерции, но было очевидно, что в скором времени всё будет делаться иначе. В основном это касалось дальности ведения боя, скорострельных орудий большого калибра и систем управления огнём.
Стали появляться разные концепты того, в каком именно направлении будет эволюционировать главная ударная силы флота. Отправной точкой принято считать статью итальянца Витторио Куниберти “Идеальный линкор для британского флота” от октября 1903 года. В США в этот момент как раз шли различные флотские конференции, на которых решалось, что делать дальше. Там уже и так ставились под сомнения задачи артиллерии среднего калибра (это который 180-250мм): на всё возрастающих (теоретически) дистанциях боя их снаряды уже не пробивали современную броню, а для стрельбы по всё ускоряющимся миноносцем явно не хватало скорострельности. Так что глянув статью итальянца, проектировщики Генерального совета флота решили оставить только орудия большого калибра (305 мм) и батарею совсем мелких, но скорострельных пушек (76 мм). При этом американцы не особо ставили на превосходство в скорости, так что каких-то радикальных решений в этом направлении не планировалось. Теоретически, в распоряжении США были паровые турбины системы Кёртиса, но они имели совсем неудовлетворительную экономичность. Так что для нового корабля решили оставить проверенную временем паровую машину. Прикинув всё вышесказанное (и много чего сверх) Конгресс оставил лимит водоизмещения на уровне 16 000 тонн, как на эскадренных броненосцах текущего поколения. И 3 марта 1905 года были выделены средства на постройку двух кораблей по новому проекту. Кэпитал шипы в США в те времена назывались в честь штатов, и кораблям были присвоены имена “Саут Кэролайна” и “Мичиган”.
Что из себя представляли эти корабли? Во-первых, в США решили, что воевать они будут на Карибах или в Тихом океане, где отличная видимость и погода, соответственно, бой будет идти на больших дистанциях, следовательно, нужен максимальный бортовый залп, а не вомзожность стрелять сразу во все стороны. Так что Главный конструктор, Вашингтон Кэппс, принял решение расположить 4 двухорудийные башни в диаметральной плоскости, две на носу, две в корме. А для экономии места эти пары башен были расположены линейно-возвышенно. Схема не новая, французы уже применяли что-то подобное на броненосце Анри IV, но там верхняя башенка была довольно маленького калибра. А тут – огромные пушки, так что у многих возникали вопросы, что же будет с экипажем нижней башни при залпе верхней? Не останеться ли там кровавое желе на стенках? Так что в США решили провести серию экспериментов сначала на животных, затем, поняв, что всё ок, – уже на людях-добровольцах. Это всё показало, что концепция будет работать (впоследствии это станет классическим способом расположения артиллерии на линкорах). Правда, опыты были сделаны, когда строительство кораблей шло полным ходом, так что что-то исправлять было бы в любом случае поздно. Но мы забегаем вперёд. В любом случае все 8 орудий могли стрелять на оба борта, чем в те времена мог похвастаться не только лишь каждый корабль. Кроме 305/45 орудий корабли несли 22 пушки 76.2 мм, а ещё два подводных торпедных аппарата: считалось, что даже большие посудины должны иметь и такое оружие.
Также Кэппс экономил вообще на всём, на чём только можно. Были сильно перераспределены внутренние помещения, сильно переделали бронирование. В частности, бронепояс сделали переменной толщины и высоты: в районе погребов главного калибра он имел толщину 305 мм, сужаясь к низу и в стороны к менее критичным частям корабля до 203 мм в самых тонких местах. Бронеплиты на башнях также доходили до 305 мм, как и боевая рубка. При этом надстройка не бронировалась вообще, хотя там и находилась часть орудий противоминного калибра. В общем бронирование вышло вполне адекватным, во многом за счёт малой длины корабля (меньше 140 метров) и принесённой в жертву скорости, хотя некоторые и морщат с него нос. Впрочем, никто нос не морщит с защиты от подводных взрывов – тут всё было сделано прям отлично.
Отдельно стоит отметить мачты на американских кораблях. Они имели форму решётчатых гиперболоидов. Такая конструкция была во-первых легче треногих мачт, а во-вторых – более устойчива к повреждениям, что американцы также проверили серией тестов. И такие штуки использовали только в США, кроме них подобные мачты получили только российские броненосцы типа “Андрей Первозванный“ в количестве двух штук.
Дизайн был закончен в конце июня 1905 года, и в принципе тогда уже можно было закладывать корабли, но официально всю документацию одобрили лишь в середине декабря. Потом до марта делались остальные сопутствующие документы, так что корабли заложили 17 и 18 декабря 1906 года. А неспешные темпы строительства растянулись ещё на несколько лет: спуск на воду состоялся в середине 1908 года, а вступили в строй американские линкоры лишь в начале 1910 года.
Что можно сказать про эти корабли? Из-за ограничений по водоизмещению было очень проблематично впихнуть все хотелки, но при этом Америка в лице мистера Кэппса справилась с этим на вполне удовлетворительном уровне. Инновация в виде линейно-возвышенной схемы размещения башен главного калибра вскоре станет нормой для всех линкоров, хотя те же британцы и немцы ещё долго топтались со всякими стрёмными схемами. Так что “Саут Кэролайна” имела тот же бортовой залп, что и первые британские и немецкие линкоры, хотя и несла на 1-2 башни меньше. Гиперболические мачты не получили широкого распространения за пределами Америки, но при этом очень необычно выделяло их корабли долгое время. Бронированию было уделено порядком внимания, и теоретически оно отвечало тому, как США планировали воевать на этих кораблях. Но вот с силовой установкой вышло не очень – “Каролина” отставала от остальных тяжёлых сил, и было понятно, что нужна турбина и на такие корабли. Ситуация исправится, когда США нормально освоит турбины Парсонса, которые пойдут на линкоры типа “Флорида”, что вступят в строй в 1911 году. Таже нехватало мощи противоминного калбира. Проект страдал от ряда проблем, решение которых не было продумано и обкатано, как часто бывает с образцами чего угодно нового поколения. Тот же "Дредноут" имел не меньше "детский болезней".
А теперь вернёмся к названию. Как всем известно, первым кораблём нового типа, линкором, стал британский “Дредноут”, в честь которого их вообще часто зовут дредноутами. А американцы спроектировали свою “Саут Кэролайну” несколько раньше, но пока они согласовывали документы и жевали сопли, британцы успели построить свой корабль. А к моменту выхода “Саут Кэролайны” в строй в Великобритании входили в строй линкоры типа “Сент-Винсент”, что аж через тип после “Дредноута”. Так что будь американцы пошустрее, что вполне возможно, то они могли бы и обставить чаехлёбов, и весь мир бы клепал “Каролины”, а не дредноуты. Впрочем, даже если бы США успели раньше, то сейчас бы шли разговоры, что ваш линкор не линкор, потому что All-big-guns без турбины не считается.
Впрочем, даже несмотря на задержки с первой серией американский конвейер неплохо так разогнался в десятые года ХХ века. А перед и во время Второй мировой США оставляла за собой вообще всех.
Статья Бориса Плавника