Жизнь исполнителя роли Петрухи Николая Годовикова (1950-2017) сложилась очень непросто. С актерской карьерой, личной жизнью, законом ему откровенно не везло. Актер редко получал приглашения на съемки (в основном - на эпизодические роли), долго не мог найти свою женщину (был женат трижды), трижды сидел в тюрьме, бомжевал...
Н. Годовиков, безусловно, стал заложником одной роли... Но какой! Созданный актером образ красноармейца Петрухи до сих будоражит душу национальным русским колоритом, щемящей искренностью и трагичной жертвенностью. Ибо Петруха Годовикова, подобно русскому Петрушке, с одной стороны бесстрашен. А с другой - беспредельно чуток и добр.
Экранный Петруха имеет литературного оппонента - героя одноименного романа В. Ежова (именно В. Ежов вместе с Р. Ибрагимбековым писал сценарий для культового фильма), впервые опубликованного в 1971 (по другим данным - в 1993 году) году. И оба этих героя: экранный и романный немного отличаются друг от друга. Об отличиях и поговорим...
1. Внешний вид. Экранный Петруха представляется худощавым молодым человеком 18 лет (Николаю Годовикову в момент съемок культового фильма в 1968 году было 18 лет). У него рыжеватые волосы, серо-голубые глаза, курносый нос с широкими крыльями и подбородок с ямочкой.
"Книжный" Петруха очень похож на Петруху экранного. У В. Ежова это совсем "молоденький боец" (видимо, также 18 лет) с живым, открытым и совершенно беззлобным лицом. Рыжий и худой. Гюльчатай приходится смотреть на "тощие ягодицы" красноармейца и улыбаться под паранджой.
Однако при всем при том литературный Петруха - весь в веснушках. Сухов, встретившись с Рахимовым, выделяет Петруху из числа других солдат именно по веснушкам. В. Ежов пишет: "Он (Сухов - Христофор+) смотрел, как один из бойцов, молоденький, весь в рыжих веснушках паренек, помогал спуститься с коня тоненькой гибкой женщине".
На приметные веснушки Петрухи обращает внимание и его возлюбленная - Гюльчатай. Автор романа замечает: "Петруха все больше нравился ей – рыжий, открытое, в веснушках лицо, голубые беззащитные глаза. Сердечко ее учащенно билось" (В. Ежов. "Белое солнце пустыни").
2. Происхождение. Экранный Петруха представляется простым деревенским парнем, взятым из провинциальной российской глубинки. На вопрос Федора Сухова: "Ты откуда родом-та?" - Петруха отвечает на "чистом" деревенском диалекте: "С-под Курска" (а не "из под", как надо бы).
Точно так же - "по-деревенски" - на вопрос о происхождении отвечает персонажу повести В. Курочкина "На войне как на войне" гвардии сержанту Домешеку рядовой Громыхало - деревенский житель. Вместо того, чтобы сказать "из деревни Подмышки", Громыхало говорит "с-Подмышки..." Чем порождает безудержный смех окружающих.
Однако книжный Петруха не из деревни, а из города. Причем, не из маленького городишки, но из областного центра - Рязани. Об этом Петруха сообщает Гюльчатай. Он говорит: "Рязанский я. Слыхала про такой русский город Рязань?" Гюльчатай запоминает название родного города Петрухи и впоследствии называет парня "Петрухой Рязанским".
3. Родители. В фильме В. Мотыля Петруха представляется наполовину сиротой. Мать у него есть, но отца нет. Петруха в разговоре с Гюльчатай вспоминает только о матери. Он говорит: "У меня мама хорошая, добрая. Ее все уважают". Про одну мать Петрухи вспоминает и Сухов, определяя будущее молодых: "Парень он холостой, повезет тебя к матери своей".
Однако в романе В. Ежова Петруха рождается и воспитывается в полной семье. У него есть не только мать, но и отец - известный в Рязани сапожник, "который мог «построить» даже генеральские сапоги бутылками" (В. Ежов. "Белое солнце пустыни"). Отец парня не бедствует, но преуспевает. Он (отец) содержит сапожную мастерскую в подвале двухэтажного каменного дома, а две маленькие комнатки даже сдает.
Отец шьет сапоги не только беднякам, но богатым дамам. Об этом говорят запасы дорогой кожи в доме: сафьяна и шевро. Однако Петруха с отцом, к сожалению, не общается (об этом - ниже). И потому ищет наставника в любом человеке, который старше его: в Рахимове, Сухове, Верещагине...
4. Прошлое. В фильме "Белое солнце пустыни" красноармеец Петруха показан типичным романтиком революции,, привыкшим не действовать, но мечтать о светлом будущем (конечно же, с Гюльчатай). Сценаристы и режиссер ничего не говорят ни о прошлом бойца, ни о его отношении к революции. Понятно только, что Петруха политически неустойчив, ибо ради "чувств" готов рискнуть служебным долгом - нарушить приказ.
А вот в книге Петруха представляется не романтиком революции, а ее жертвой. Молодого парня одурманивает красивыми словами находящийся в доме отца на постое студент-большевик в "технической фуражке", прочитавший от корки до корки весь "Капитал" Карла Маркса.
После установления в Рязани советской власти студент предлагает Петрухе украсть, точнее, "экспроприировать" у отца рулоны дорогой кожи "на благородную революционную деятельность". И Петруха производит "экспроприацию", после чего записывается в отряд, направляющийся в Среднюю Азию для борьбы с контрой (что еще делать - отцу показываться на глаза стыдно, да и неловко как-то). Откуда и попадает к Рахимову.
5. Винтовка Петрухи. В фильме В. Мотыля вечно осекающаяся винтовка становится символом физической и духовной незрелости героя. Винтовку Петрухи ругает Сухов во время хитрого бегства Рахимова от гарема Абдуллы. Ругает оружие и сам Петруха во время нападения бандитов на Педжент. Ругает за дело - винтовка опять дает осечку. Причем, дважды.
Однако в книге винтовка Петрухи приобретает совсем другой смысл. Она означает совершенно безобидную внутреннюю суть героя, его беззлобную самость; становится его "альтер его". Ибо Петруха и винтовка в романе неразлучны. Герой везде появляется со своей "неизменной" винтовкой. Которая, конечно, никого не убивает, но зато везде помогает герою.
На пути в Педжент винтовка превращается в дорожный посох ((Петруха опирается на нее). В гостях у Верещагина - в лучшего друга (герой не выпускает винтовку из объятий). Ночью (перед приходом Абдуллы) винтовка приобретает роль жены (Петруха спит на топчане вместе с винтовкой). А во время нападения бандитов винтовка спасает герою жизнь (ибо благодаря осечке красноармейца не замечают). И В. Ежов говорит: "Парень был жив и невредим, благодаря своей осекающейся винтовке".
Таким образом, "книжный" Петруха, хотя и похож на экранного, но, тем не менее, существенно отличается от него... Герой романа В. Ежова весь в рыжих веснушках. "Книжный" Петруха родился не под Курском, а в Рязани. Воспитывался и матерью, и отцом, преуспевающим сапожником. В Среднюю Азию герой попал, впечатлившись большевистской пропагандой и совершив "экспроприацию". После чего дружил с одной винтовкой.
А что думаете о Петрухе вы, дорогие читатели? Почему и в фильме, и в книге он умирает? Оставляйте комментарии (мне интересно знать ваше мнение), не забывайте про лайки (они продвигают контент в ленте новостей) и, конечно, подписывайтесь на канал «Христофор+».
Читайте также другие статьи:
Владимир Высоцкий о роли Жеглова в фильме Станислава Говорухина
5 отличий экранного Володи Шарапова от литературного прототипа в книге Вайнеров "Эра милосердия".