Кто быстрее: самолёт или автомобиль? Сегодня ответ очевиден – самолёты преодолели скорость звука, они летают быстрее и дальше, чем ездит любой автомобиль. Разрыв между ними столь впечатляющий, что само соревнование не имеет смысла. Но так было далеко не всегда. Ведь почти с самого первого полёта самолёта в головах многих энтузиастов постоянно возникал вопрос: а может ли самолёт быть быстрее машины? И этот вопрос был вовсе не столь абсурден, как это кажется ныне.
К моменту первого полёта братьев Райт у автомобиля с ДВС была немалая фора - он непрерывно развивался и совершенствовался уже пару десятилетий. Рубеж скорости 100 км/ч автомобили перешагнули ещё в 1899 году, когда братья Райт только мечтали о полёте. В 1903 году их «Флайер-1» развил умопомрачительную скорость 11 км/ч – любой велосипедист был быстрее.
На достижение скорости 100 км/ч у самолётов уйдёт 7 лет – в 1910 году Леон Моран на неказистом “Блерио” сумел преодолеть этот рубеж. Вот только для автомобилей это был уже давно пройденный этап – в 1911 году Р. Бурман на “Бенце” преодолел скорость 200 км/ч, причём с существенным запасом – максимальная скорость рекордного заезда достигла 228 км/ч. Казалось бы, самолёты безбожно отстают, но всё же, это было время бурного развития техники, а физика, бессердечная сука, была на стороне летающих машин.
Ведь в чём прелесть самолёта – в отличии от автомобиля ему не надо преодолевать силу трения качения, остаётся справиться лишь с лобовым сопротивлением воздуха. Проблема первых самолётов была в том, что существенную часть мощности своих двигателей им приходилось тратить на создание подъёмной силы, а тут во весь рост вставал вопрос аэродинамики крыла, прочности материалов, аэродинамического сопротивления корпуса и веса. Так как машинам не надо было сочетать в себе множество несочетаемых свойств, то спорткары спокойно обзаводились мощными, но тяжёлыми моторами. Вес для них, конечно, тоже был важен, но не столь критичен, как для самолётов.
А вот у литаков прям беда беда – чтобы лететь быстрее нужен мощный двигатель, а это плюс вес, чтобы создать аэродинамически правильные обводы корпуса нужна дополнительная обшивка, а это ещё увеличение веса, чтобы лететь дальше нужны более объемные топливные баки и это снова сказывается на весе. В результате самолёты делали максимально облегчёнными – каркас из полых трубок, обшивка парусиной, а не металлом, облегченные же двигатели. Всё это сказывалось на надёжности этих пепелацев, они были дико хрупкими и капризными. Можно только позавидовать мужеству лётчиков, которые лезли в это и стремились лететь быстрее, выше и дальше.
Тем не менее, несмотря на все эти проблемы за счёт накопления опыта строительства новых двигателей и самолётов в 1913 году они сумели преодолеть барьер 200 км/ч, а вот автомобили какого-то заметного роста скорости уже не показывали. А значит возникали условия, при которых гипотетическая гонка автомобиля и самолёта была не лишена смысла. И, конечно же, нашлись люди готовые такое организовать.
Тут следует отметить, что в начале 20 века различные выступления автомобилистов и лётчиков привлекали огромные толпы людей. Машины и самолёты были всё ещё диковинными чудесами техники, гонки и трюки на них привлекали толпы. И уже в те времена были пилоты, чья слава гремела если не на весь мир, то точно на весь американский континент. А значит кому, как не им устроить гонку века, которая определит (лол нет) кто же быстрее – самолёт или автомобиль. Их имена Барни Олдфилд и Линкольн Бичи. И в их соревновании победили… деньги.
Их история во многом похожа. Олдфилд с юношества мечтал быстро ездить – стал велогонщиком, но его вскоре заворожили автомобили и в год наступления нового века, как бы отмечая смену эпох, он решился без всякой подготовки участвовать в гонке на автомобиле молодого, но подающего надежды конструктора – Генри Форда. Потом было множество гонок, рекордов скорости для отдельных трасс и автомобилей, подпольные гонки и выступления с трюками. Он был любимцем толпы, а его слава была сродни Шумахеру – даже далёкие от автоспорта люди знали Олдфилда, как того сорвиголову, что мчится быстрее всех. Именно его менеджер после очередного отстранения от официальных гонок (за участие в подпольных, что логично), решил срубить денег по-крупному и устроить по всей стране гонки автомобиля с самолётом.
Чтобы аттракцион выстрелил нужен был такой же знаменитый сорвиголова и им стал Линкольн Бичи, чья слава тоже гремела по США. В возрасте 17 лет работая в составе наземного экипажа, он помог в постройке дирижабля и на нём же совершил свой первый полёт. До 1910 года участвовал во многих соревнованиях воздухоплавателей на сконструированных им аэростатах, пока его не увлекли самолёты – увлекли теми возможностями, которые они давали в воздухе. Он быстро сошёлся с молодым конструктором Гленном Кёртисом (да-да, эпоха такая, что все начинающие тогда из дня сегодняшнего выглядят мастодонтами), который как раз среди прочего занимался созданием рекордных самолётов.
И Бичи не подвёл конструктора – он не только участвовал в соревнованиях на скорость, но и на виртуозность пилотирования: он пролетал под Ниагарским водопадом, касался в полёте движущегося поезда, вышел живым из штопора, установил (ненадолго) рекорд по высоте полёта в 3 км и многое другое. Он трижды завязывал с каскадёрством после очередной аварии с летальным исходом среди зрителей (в те времена вообще редкое соревнование, что автомобилей, что самолётов обходилось без жертв). Бичи знал, что он адреналиновый маньяк, но каждая смерть из-за его ошибок, или ошибок тех, кто вдохновлялся им, тяжким грузом ложилась на его душу. Тем не менее, в начале 1914 года, когда ему предложили участвовать в “гонке века” он согласился вернуться, так как соревнование не предполагало серьёзного риска.
Смысл предприятия был прост: Олдфилд и Бичи – один едет по круговому треку, другой летит над ним, кто быстрее сделает заданное число кругов тот и победит. Аттракцион пользовался бешеной популярностью и исколесил все штаты. Беда была в том, что гонка была… постановкой. В большинстве гонок автомобиль был быстрее самолета (на вики написано обратное, так что интрига сохраняется). И чтобы зрители ходили на аттракцион раз за разом гонщики договорились, что будут поддаваться друг другу. Таким образом каждая гонка носила непредсказуемый для зрителя характер.
И зрители валили потоком на противостояние «Демона с небес против сорвиголовы» – всего за полгода Олдфилд, его менеджер Пикенс и Бичи заработали на троих 200 тысяч долларов, что на нынешние деньги выйдет 6 миллионов долларов. Зрители были довольны, пилоты тоже, а их гонка вошла в историю, как первое в мире соревнование автомобиля и самолёта.
Статья Владимира Герасименко