Найти тему
От худшего к лучшему

Особое мнение: различия в фильме и книге

На примере "Парка юрского периода" мы уже выяснили, что Стивен Спилберг довольно кропотливо относится к адаптации книг на экраны, которых в его карьере и без того очень много. Так как я уже ознакомился с частью произведения "Первому игроку приготовиться", то уже могу отметить, что различий как таковых в его киноадаптациях не очень много. Чаще всего они касаются рейтинга (в фильмах, делавшихся под PG-13, все кроваво-жестокие моменты были опущены), каких-то очень конкретных действий персонажей или, в попытках адаптировать книгу под кино, многие сюжетные линии упрощаются, а несколько героев могут быть собирательным образом у одного.

"Особое мнение" же очень сильно отходит от этой концепции. Не секрет, что подготовка к производству проекта была долгой, а изначально сам Спилберг планировал быть лишь продюсером картины. Лишь в 1998 было официально объявлено, что он возьмётся за постановку, а сам фильм добрался до проката только в 2002.

Что интересно, "Особое мнение" стало на момент выхода самым дорогим фильмом для режиссёра на тот момент - 102 млн было потрачено на производство. Предыдущим рекордсменом был "Искусственный интеллект" за год до этого с бюджетом в 100 млн долларов - и это тоже была научная фантастика.

Произведение Филипа Дика было написано в 1956 году, так что можно было придти к простому выводу: писатель-фантаст понапридумывал столько всего, что уровень графики и бюджет просто бы такого не потянули. На деле же это вовсе не так.

-2

Кино Стивена Спилберга - это натуральный блокбастер с уклоном в фантастику, тогда как книга Дика - скорее философские размышления с долей фантастики. Если брать истории фильма и книги, то в целом, что логично, параллели у них есть. Джон Андертон, система выявления преступников до свершённых преступлений, трое мутантов-предсказателей - всё это присутствует как в фильме, так и в книге. Но буквально во всём остальном, даже если не брать в расчёт тонкости, оба произведения очень разнятся.

Далеко ходить не надо, достаточно просто сравнить главного героя. В фильме это Том Круз. То есть, супергерой без суперспособностей, сотворяющий головокружительные трюки в попытках бежать от полиции и злодеев. В книге описанный Джон Андертон больше походит на Макса фон Сюдова, который в фильме за главного злодея. Книжный Андертон - это полноватый пятидесятилетний мужик, для которого бегать под стремительный музон не очень легко - поэтому из всего присутствующего экшена нет ничего похожего на типичные Миссии Круза. Хотя, визуально образ Круза из "Солдат неудачи" подошёл бы под книжного персонажа практически идеально.

Семья Джона тоже заслуживает отдельного внимания. В фильме часть сюжета строится на том, что Том Круз потерял своего малолетнего ребёнка, из-за чего и подался служить капитаном полиции по профилактике преступлений. Также жена (Лара) его бросила, так что жила пара порознь. В книге никаких детей у Андертона не было, а с женой у него в целом были хорошие отношения.

Но теперь пойдём по сюжету фильма и книги.

Картина Стивена Спилберга прыгает буквально с места в карьер, но при этом делает это лаконично. Фильм действительно следует принципу "показывай, а не рассказывай" - и это отличный ход. Кино сначала показывает нам предотвращение классического преступления: муж застукал жёнушку с любовником, за что решил грохнуть обоих. Но Круз и его команда вовремя успели задержать будущего преступника, отправив в тюрьму ( под анабиозом). В книге такого эпизода не было, а начиналась она буквально с пощёчины образу Тома Круза - там Джон Андертон жалуется, что лысеет, толстеет и всё в таком духе.

Далее Джон знакомится с перспективным новичком по имени Эд Уитвер. Книга сразу же рисует его с не очень благородной стороны, так как Андертон решил, что этот выскочка посягнул на его место. Вскоре сам Уитвер роняет фразу, что вполне возможно через годик-другой займёт место собеседника. В фильме же персонажа играет Колин Фаррелл, который пусть и моложе Круза на 14 лет, но в "Особом мнении" он выглядит не на много моложе, так что новой кровью назвать его трудно. Да и вообще он был послан к Андертону с целью проверки профилактики преступлений.

Книга не особо распространяется на этот счёт, но фильм чётко заявляет, что профилактика пока что не устроила подлянку всем преступникам страны - только штату Вашингтон. Но благодаря референдуму профилактику должны распространить по всей территории США.

Джон с его коллегами вводят Уитвера в курс дела. За работу отдела Андертона ответственны три провидца, страдающие слабоумием. Они способны видеть ближайшее будущее, где люди совершают преступления. Преступления делятся на два вида: преднамеренные и непреднамеренные. Видения провидцев выводятся на экран, который глава отдела очень внимательно исследует, вычисляя место, где это преступление произойдёт. Программа автоматически выдаёт время преступления, жертву и самого преступника (имена выбивают на специальных шарах). Среди видений иногда присутствует "Эхо" - это повторяющиеся видения, которые специальные работники удаляют, чтобы те не засоряли эфир.

Книга объясняет технологию допреступности плюс-минус также. Разве что чуть менее эффектно, так имена, время и т.д. печатает аналог принтера, а не излюбленные сверх-технологичные прозрачные экраны и шары для бильярда.

Дальше что в фильме, что в книге технология сообщает о том, что в скором времени Андертон убьёт человека. Глава департамента сразу же покидает свой пост, дабы его не арестовали. Только вот у книжного Джона было чуть больше времени. Дело в том, что лист с информацией о жертве и т.д. передаются армии примерно через 24 часа после того, как этот лист появится в департаменте Андертона. Сам главный герой решил, что его подставил Уитвер, чтобы занять место капитана. Поэтому Джон скорее ломанулся домой собирать вещи, но до этого рассказал обо всём жене.

Что интересно, будучи уже дома, Андертон намеревался не просто прятаться где-нибудь, а принял решение сбежать с планеты куда-нибудь подальше. В фильме же, при всей раскрученности технологий, про покорение космоса речи вообще не шло.

Спустя небольшой промежуток времени оба Андертона уже находились в розыске. Для персонажа Тома Круза это служило поводом скорее для крутого экшена. Полиция несколько раз обнаруживала героя, а он эффектно от них сбегал. А так как из книжного Джона плохой бегун, то его ловят сразу в его же доме, сажают в лимузин, а вскоре привозят в резиденцию за городом. Что ещё занятно, в мире книжного "Особого мнения" случилась война, возможно даже Третья Мировая ( хотя позднее ей дают название - англо-китайская. А если учитывать, что события происходят в Америке, покрытой как минимум близ Нью-Йорка развалинами, то явно не один континент пострадал). Так как эта резиденция была одной из немногих, которой эта война не коснулась.

Похитителем Андертона оказался пожилой отставник-военный Леопольд Каплан, с которым главный герой не был знаком, - именно это имя значилось в строчке "жертва" в смертельной для Андертона бумажке. Выясняется, что схватил Каплан Джона исключительно из любопытства - ведь оба друг друга в глаза не видели. Также отставник поведал, что Эд уже захватил власть над департаментом, полиция уже разыскивает будущего преступника, а радио гремит по этому поводу из всех утюгов. Немного пообщавшись с пленником, Каплан отправляет своих подручных доставить Андертона полиции, дабы не рисковать.

Том Круз же быстренько добегает до сада разработчицы системы допреступности - до доктора Хинеман. Она-то и рассказывает ему об "Особом мнении". Выяснилось, что троица провидцев появилась на свет от разных наркоманов, заполучив благодаря ним церебральные пороки. Также выяснилось, что видения у провидцев могут не совпадать. Бывают случаи, когда двое видят один поворот событий, а третий - другой. В таком случае, дабы вера в беспрекословность программы не испарилась, видения одного стирают из компьютера, но из памяти провидца вытащить не могут. Таким образом, Агата - самая сильная из них - становится для Джона спасительным кругом, который смог бы его оправдать. Осталось только выкрасть её из супер-охраняемого здания с кучей полицейских.

Книжный Андертона тем временем через не хочу отвечал на вопросы водителей лимузина. Он всё ещё уверен, что его подставили, а также совершенно не хочет отдавать своё место. Оказалось, что в книге Джон сам является создателем программы допреступности, а вынашивал он свои планы около 30 лет. А теперь, с подачи Совета, его заменил покладистый новичок - тобишь, и его независимый департамент теперь принадлежит Совету, а в скором времени то же произойдёт и с армией, тогда-то наступит анархия.

Но водитель лимузина не справился с управлением и произошла авария. С Андертоном всё обошлось - некий Флеминг помог ему выбраться, дал денег и ложные документы, а затем отправил в новый дом, где можно будет перекантоваться недельку. Он же суёт главному герою записку, благодаря которой Джон и догадывается - одно из немногих пересечений с фильмом - тоже наведаться в свою же обитель. В этом случае тоже приплетают рапорт большинства и меньшинства, а последний обзывают Особым мнением.

Том Круз к себе на работу пробирается и очень тупо, и очень логично. Для начала, он меняет глаза, чтобы его не замели полицейские. Для этого он обращается к одному своему знакомому, которого засадил в тюрьму. Это рождает весьма напряжённую и даже весёлую сцену, которой книга была лишена. Глупостью же можно считать тот факт, что пропуск Андертона всё ещё работает, без проблем пуская его прямо к провидцам. Ну и ещё главному герою помогает Уолли Пейдж.

В книге всё чуть проще, и, наверное, не вызывает особых вопросов. Андертон просто внаглую позвонил Уолли и попросил впустить. Благодаря фальшивым документам он проник в здание и тут завертелось... Джон просмотрел рапорт меньшинства, нашёл для себя спасение, после чего к нему заявилась жена. Она взяла его с собой на вертушку, поскольку Уитвер знал, что в здании посторонний, где убедила главного героя в том, что новый комиссар ничего не подстраивал. После Лиза предложила ему выбор: либо спасти допреступность, пожертвовав своей свободой, либо спасти себя, пожертвовав своим тридцатилетним детищем. И герой без каких-либо колебаний выбирает себя. Сначала мне показалось, что этот Андертон довольно-таки эгоистичен, но его пояснение неплохо оправдало его слова: пусть лучше его многолетняя работа вылетит в трубу, нежели чем будет сажать в тюрьму невиновных. Тогда Лиза заставила мужа тащить вертушку назад и сдаться Уитверу. Но ей мешает тот самый Флеминг, победить которого Андертону удалось. Тут и выяснилось, что Флеминг тоже был подручным Каплана.

В фильме же Том Круз не просто просматривает рапорт большинства, находит компромат против своей системы и заканчивает со всем этим непотребством. Он не просто бежит из здания ( его бывшая жена в этом ему никак не помогает, так как с системой допреступности никак не связана), но ещё и тащит с собой одного из провидцев - Агату. Причём, в фильме провидцы - это Агата и близнецы. В книге троица никак не связана, а имена у них совершенно другие: Джерри, Майк и Донна. А ещё в фильме нормально мыслить и говорить членораздельно провидцы умели - в книге же были совершенно беспробудными тупицами, которые и того не могли.

И если книжный Андертон нашёл себе спасение, то Андертону из фильма так не повезло. Никакого Особого мнения для себя он не обнаружил - только узнал про убийство Энн Лайвли, которая была наркоманкой, вылечилась, а после бесследно пропала ( было это много лет назад).

Далее Джон с Агатой направились в номер Лео Кроу, которого по мнению большинства комиссар и должен убить. Через погоню в торговом центре, которая интересно оправдывает жанр сай-фай и 2054 год, парочка добирается до нужного места. Там на кровати лежало огромное количество детских фотографий, среди которых фото и сына Джона.

В книге, как я говорил, никаких детей, если не считать систему, у Джона не было. Это удивительное переиначивание от Спилберга и сценаристов, которое делает развитие событий фильма куда как более драматичным. В книге, что мы ещё затронем в кульминации, убийство/не убийство Каплана будет демонстрировать безысходность ситуации, гениальность отдельных личностей истории, но вот прям ничего драматичного, после чего глаза встанут на мокрое место, представлено не будет.

Спилберг умудрился заставить сопереживать главному герою не просто потому, что он не виновен и ему грозит тюремное заключение, а потому что это трагичный персонаж, который находит спасение в своей работе. Всего лишь за одну сцену, где Круз при помощи хитрового сай-фай положения устраивает себе и нам, зрителям, флэшбэк про сына, режиссёра удаётся показать многое. Тут всё становится ясно, а Круза действительно жалко. После, кода он выясняет, что вот он, убийца Шона, у него на мушке, то предсказание про убийство Кроу обретает смысл. Но Джон всё-таки понимает ошибочность своего пути и зачитывает протокол перед арестом. Эта сцена была действительно очень сильной.

Но выясняется, что Кроу был подставным убийцей в тисках, поэтому сам покончил с собой, чтобы его семье не устроили фееричный финал. Джон с Агатой снова сбегают перед носом у группы захвата, на этот раз направляются к бывшей жене Андертона.

Книга тем временем уже подходит к концу, пока фильму требуется закончить ещё кучу сюжетных линий.

Итак, Эд Уитвер догадывается о том, что убийство Лео Кроу подстроено, а затем затрагивает и убийство Энн Лайвли. Всё это он рассказывает Ламару Бёрджессу - близкому другу Андертона и главе отдела допреступности по совместительству. Уитвер предлагает взглянуть на гениальную деталь. В первом видении и эхо есть одно существенное отличие: волны в озере, где утопили Энн Лайвли, в разных видениях двигались в разных направлениях. Приведя ещё пару аргументов, Эд делает вывод в пользу того, что в системе есть крот, - а после получает пулю от Ламара, который и оказался главным серым кардиналом. Удалось же ему убить Эда из-за того, что Джон забрал с собой одного провидца, так что вся система пока что в своеобразном анабиозе.

Главный герой с Агатой тем временем уже прибыли к бывшей жене первого. Трогательно пообщались по поводу сына, все дела, а после всё ещё преступника разыскали и задержали - но он успел предупредить Лару, что всё не так просто. Ламар, поскольку друг семьи и всё такое, отдал вещи Джона Ларе, а в ходе разговора случайно проболтался, что Энн лайвли была утоплена, хотя не мог иметь об этом понятия. Тогда бывшая жена вызволила главного героя из анабиозной капсулы - но сделала это очень глупо. В качестве пропуска использовала глаза Андертона, которых он лишился во время операции, хотя, по идее, его пропуск в связи с обвинением должен быть аннулирован.

Книжный Джон тем временем решил поиграть в Моргана Фримена, очень точно описав тонкости плана Леопольда Каплана. Оказалось, что Каплан спланировал всё просто блестяще. Аварию на лимузине сам подстроил, якобы, ради своей личностей безопасности просмотрел рапорты большинства и меньшинства, чтобы затем обнародовать на глазах у толпы и дискредитировать профилактику преступлений. Тогда вся власть будет в руках у армии. Андертон, чтобы ему помешать, решился на отчаянный шаг. Под видом отчаянного потерпевшего он пришёл к пьедесталу Каплана и любовался пафосным речам. А когда дело дошло до того, что Леопольд сказал, что он стоит рядом с человеком, который должен его убить по мнению провов, но тем не менее этого не делает - внезапно получает смертельный удар и всё-таки умирает.

В фильме провидцы ( так как с арестом Андертона Агату вернули обратно) выдали новое предсказание: теперь Андертон - жертва, а Ламар - убийца. Том Круз ставит Макса фон Сюдова пред очередным выбором: если убьёт свою жертву, то его ждёт анабиоз, а с системой всё в порядке, если же не убьёт, то выбор, как и в книге с Андертоном, падёт в пользу упразднения системы. Но вот Ламар решил пристрелить не Андертона, а себя самого.

И ещё кое-что важное. Энн Лайвли - это мать Агаты. Вылечившись от наркозависимости, она хотела вернуть себе дочь, которая на от момент уже была неотъемлемой часть системы Ламара Бёрджесса. Поэтому Ламару пришлось убить мать Агаты, чтобы система продолжила работу.

Тем временем Джона задерживает полиция, а за убийство ему предстоит покинуть планету, переселившись на Центавру. Напоследок он объясняет Эду Уитверу, который не только выжил, но и стал новым комиссаром, что никакого Особого мнения не существует. Первый провидец изрёк своё видение, второй на основе первого сделал своё ( аннулировав первое), а третий уже на основе второго сделал своё ( аналогично аннулировав второе). Но первые два объединяло то, что Каплан становится жертвой, а Андертон - убийцей, поэтому программа посчитала два разных пророчества за мнение большинства. Система допреступности тем не менее продолжила работу. На этом книга подошла к концу.

В фильме же всех заключённых амнистировали, провидцев увезли в секретное место, а саму систему упразднили. На этом фильм подошёл к концу.

Подводя итог, можно сказать, что в этой рубрике я впервые сталкиваюсь с настолько различными событиями между книгой и киноадаптацией. Даже "Легенда об Искателе" и рядом не стояла. Тут из общего только систему допреступности, два имени и несколько еле заметных отсылок - в остальном же это буквально разные произведения. И что сказать, в этот раз Спилберг снова переплюнул оригинал, сделав своё кино намного более захватывающим, интересным и драматичным. Само собой, фильм про будущее выигрывает и потому, что через киноязык гораздо проще показать интересные особенности мира. Фильм практически во всём работает лучше книги - на улучшение пошли и изменённые сюжетные линии, и переделывание сюжета в целом. Поспикулировать про то, что книга или фильм в этом то лучше можно только относительно темы и посыла. Так как проекты слишком разные, то фильм говорит про одно, а книга - про другое. Объединяет оба "Особых мнения" тема свободы воли. Но кинокартина ещё затрагивает тему мести и справедливости, принятие смерти близкого человека ( в данном случае ребёнка) . Книга же затрагивает тему эгоизма: главный герой регулярно встаёт перед выбором между собой и другими людьми. Ну и проскальзывает тема того, что вся власть в стране может подчиниться только одной ветви - армии, что закончится не очень хорошо.

В общем, фильм к просмотру обязателен - один из лучших у Спилберга. Книгу я бы к прочтению тоже порекомендовал - у Филипа Дика получилась не менее интересная история в знакомом сеттинге. Да и прочитать такое чтиво труда не составит - всего 50 страниц по сравнению с 500 у "Парка юрского периода" или 400 у "Первому игроку приготовиться". Правда, я думал, такое малое количество не заставит меня проверять факты в Интернете, но оказалось, что в деталях я помню книгу весьма посредственно ( я обычно жду три месяца после прочтения, чтобы потом начать писать статью), так что пришлось перечитывать.

Следующее Различия в книге и сериале будет по "Побегу из Шоушенка" Фрэнка Дарабонта и Стивена Кинга.