Найти тему
Тонкости туризма

Страна, которой не нужны смартфоны: отзыв о поездке по пустыне Гоби с картами генштаба СССР

Оглавление

– Я сильный, я матёрый, я не знаю, что такое сдаваться, но, господа хорошие, объясните, как мы будем ориентироваться в Гоби? Там же связи нет. И с картами беда.

– Эээ, молодо-зелено, – Дмитрий, руководитель команды Yaskingroup, жестом фокусника вытаскивает из недр рюкзака большую, по формату А4, папку на кольцах.

– Что это, бумажные карты? Ты шутишь?

– Это не какие-то там бумажные карты, это военные карты генштаба СССР. И нет, не шучу.

Итак. Навигация в Монголии

Если хочется увидеть страну в рамках туристического путеводителя, то проблем нет – здесь всего несколько хороших дорог, и не так много крупных городов. Не заблудишься.

В остальных случаях можно сказать так: навигация осуществляется по солнцу, звездам, компасу и удаче.

Удача, надо сказать, весьма немаловажный фактор.

Повсюду, где не пролегают официальные автобаны, дороги представлены пыльным следом колеи посреди степи, и совсем не обязательно, что колея будет одна.

-2

Вполне естественно обнаружить пять-десять следов, ведущих то в одном
направлении, то паутиной расползающихся во все стороны света.

– Сколько нам ещё по буеракам ехать? Задница уже болит!

– Тут федеральная трасса нарисована, через несколько километров должна начаться.

– Ну и где твоя трасса?

– Столбики видишь? Кажись, это оно.

– ...

-3

На картах можно найти обозначение «федеральная трасса». Воображение рисует широкую красивую дорогу, но нет. На практике – такая же колея, только вдоль вкопаны бетонные столбики. Поэтому правило такое: заплутал – ищи столбики. Федеральная трасса так или иначе куда-нибудь выведет.

Перекур. Мимо нашей машины прямиком в степь, явно не разбирая дороги, проносится УАЗик с монгольскими номерами, оставляя за собой клубы пыли. Интересно, куда это он?

Местные жители относятся к навигации не так, как привычно европейскому человеку.

Многие монголы, как и век назад, живут в юртах, кочуют по степи, носят традиционные одежды и едят национальные блюда. И плевать они хотели на накатанные маршруты.

-4

Им так можно, а нам нет, потому что у рядового монгола есть пара особенностей. И УАЗик. Или лошадь. Ладно, ладно. Land Cruiser тоже частый гость в степях. Не УАЗиками едиными, как говорится.

Особенность первая. В голову среднестатистического жителя страны кочевников встроен компас.

В любое время суток монгол покажет вам, где север, и в какой стороне Улан-Батор.
-5

Вторая особенность монголов напрямую связана с первой, и с ней можно познакомиться, спросив у любого прохожего, как добраться до нужного вам места.

Ну например: Как проехать до заправки или шиномонтажки?

Что ответит типичный вежливый житель города средней полосы России? «По Урицкого на Садовую, оттуда поверни на Ленина. По правой стороне увидишь.» Как ответит монгол? «Поезжай на северо-запад, 3 километра где-то, там будет большой синий дом. Проедешь дом, поверни на восток.»

-6
Монголы ездят по направлениям, руководствуясь при этом внутренним чутьем. Иначе как объяснить, что они без карт, связи и внятных дорог с легкостью находят родню, кочующую где-то в степи с юртой и своим стадом?

С ними все ясно. А как простому смертному ориентироваться в стране кочевников, если хочется выехать за пределы асфальта? Пустыню Гоби посмотреть, например?

Как найти стоящие и живописные места и не сгинуть в песках?
Команда Yaskingroup определила для себя наиболее оптимальный способ. Делимся.

Перед путешествием мы тщательно просматриваем карты местности и космические снимки региона – выискиваем занятные локации. Точки с координатами интересующих нас мест отправляются в gps, а по картам
генштаба СССР мы уточняем рельеф и дороги.

-7

Цифровизация шагает по планете полным ходом, онлайн и оффлайн карты никто, конечно, не отменял. Стоит заранее закачать всю необходимую информацию – и рельеф, и снимки из космоса, и дороги. В пути это будет проблематично – связь в Монголии только в городах.

Тем не менее, карты, составленные много лет назад советскими геодезистами, в стране, где время идет в своем темпе и совсем не торопится, не утратили своей актуальности. Зачастую они даже более информативны.


Например, если на пути следования есть горы, нужно искать способы, как перебраться. Объезжать иногда очень долго. На помощь приходят военные карты – на них крестиками отмечены перевалы и разные типы дорог. Длинным пунктиром обозначены лесные дороги, они вполне подходят для хорошо подготовленного внедорожника. Или для монгола на «приусе». Короткий пунктир – конная дорога. Туда – только на лошади или внедорожном мотоцикле.

-8

Бумажные карты большого масштаба пригодятся и в дороге. Любой местный житель с легкостью нарисует на такой карте, разложенной на капоте, подробный маршрут, достаточно ткнуть пальцем туда, куда вам нужно добраться. Выудить нужную информацию, имея на руках лишь карту, загруженную в телефон, гораздо сложнее.

Ещё на большом формате можно одновременно прикидывать весь маршрут и оценивать рельеф местности каждого отдельного участка. С телефоном или планшетом такой фокус не пройдет, нужно регулярно менять масштаб изображения, что банально неудобно.

Ну, собственно, и все. Вооружившись навигатором вместо компаса, удобными картами, заменяющими чутье, а ещё слабоумием и отвагой, иначе зачем нам все это, отправляемся в путь!
-9

Не сказать, что всегда везет, и то, что казалось заманчивым на снимке из космоса, окажется таковым при ближайшем рассмотрении. Но иногда получается обнаружить действительно стоящие пейзажи и места, о которых даже местные жители не ведают.

Монголия на то и Монголия, что даже с таким подходом не избежать оказий.

– Это что?

– Мандал-Овоо.

– Вижу! Как мы здесь оказались? Хочешь сказать, мы полдня колесили по горам, чтобы приехать обратно?

– Именно.

– @%$$@

-10

В хребтах пустыни Гоби легче легкого банально заплутать и провести не один час, катаясь по тупиковым распадкам. Без соответствующего снаряжения, запасов еды и воды на несколько дней в сердце
пустыни лучше не соваться. И в целом, съезжая с асфальта, стоит быть максимально осторожными и подготовленными к любым неожиданностям.

Но об опасностях пустыни Гоби и о том, как собираться в дорогу, мы расскажем вам в следующий раз. До встречи!

Все фото принадлежат YaskinGroup.