Летописец Прокопий получил классическое образование в Кесарийской риторической школе. Мог себе позволить. Родился в обеспеченной семье.
А императрица Феодора никакого образования не получила. Ее папа Акакий был служителем цирка. За дикими зверями ухаживал. А потом умер и в крайней нищете оставил вдову и трех малолетних дочек. И пришлось маленькой Феодоре выступать в цирке, увеселяя толпу разными трюками. Иногда не очень приличными. Это же был древний цирк.
И этот Прокопий писал о Феодоре гадости. Мол, она на жизнь зарабатывала непристойностями и вообще была малолетней гетерой. Какая распущенность. Вот кем была ваша императрица, в какой грязи она выросла и чем промышляла! И образования у нее нет. И детство неприличное.
Глуп был Прокопий, хоть и образован. Ежели женщина из таких жутких условий смогла вырваться, смогла заняться самообразованием и получить любовь самого императора Юстиниана, значит, это необыкновенная женщина. Гениальная. С железной волей и сильным характером.
И понятно, почему император все решения принимал по совету своей возлюбленной Феодоры. И понятно, почему он ее уважал. Император и сам был из крестьян. И отлично понимал, что вырваться из чудовищных условий жизни дано лишь единицам. Самым сильным, волевым и умным. И с такой женой можно править великой империей.
Юстиниан и Феодора на равных правили государством 22 года. И создали могущественную империю. Феодора назначала высших сановников на должности, вела дипломатическую переписку, послов принимала... А Прокопий все писал свои обличения про ее детство и низкое происхождение...
Если смог человек выбраться с самого дна жизни, если смог преодолеть несчастные обстоятельства рождения, так это гений. Сильная личность, неординарная и одаренная умом и волей сверх меры. И за такое надо еще больше уважать человека. И даже преклоняться перед его волей и умом.
Рассказы о прошлой нищете или болезни, о мрачных обстоятельствах детства, о плохих родителях сильного человека не компрометируют. Наоборот. Заставляют восхищаться его силой.
Но летописец Прокопий этого не понимал. И все писал свои обличения про императора-крестьянина и Феодору из цирка. Ему не нравились эти простолюдины с сомнительным прошлым. Он же был аристократ. И ему не надо было ради куска хлеба увеселять толпу в цирке. Юстиниан ему дал высокую должность. А Феодора назначению не противилась. Они признавали способности Прокопия.
А может, зря они так великодушно поступали. Несколько месяцев поубирал бы за зверями, попрыгал бы на потеху публике, потанцевал бы... И, может, понял бы многое.
Тот, кто сумел подняться со дна, тот истинно велик и силен. И надо поближе к таким людям держаться. Они сильные. Как Феодора.
Анна Кирьянова