В этой субъективной подборке – десять дебютных альбомов, которые, как мне кажется, оказались самыми яркими, запоминающимися и важными для истории музыки. А ваши версии буду рада увидеть в комментариях.
The Jimi Hendrix Experience – Are You Experienced (1967)
Этот шедевр, состоящий из одиннадцати песен, родился из той музыки, которая годами играла в голове у Джими Хендрикса, пока он ездил в туры с Уилсоном Пикеттом, Литтл Ричардом и другими артистами. В октябре 1966 года он принялся за работу над материалом вместе с Митчом Митчеллом и Ноэлем Реддингом, и на все ушло около восьми месяцев. Are You Experienced определил эру психоделической музыки. Как однажды написал музыкант и журналист Грег Тейт:
История электрогитары может быть разделена на два периода: до и после Джими Хендрикса.
The Velvet Underground – The Velvet Underground & Nico (1967)
Если какая-то группа и может стать символом самого понятия «нью-йоркская богема», то это точно The Velvet Underground. Их дебютный альбом получил самое широкое признание у музыкальных критиков тех лет. Выходившие в те же времена альбомы The Doors, Grateful Dead, Jefferson Airplane ушли в мистицизм и психоделику, а The Velvet Underground & Nico стал очень экспериментальным, непростым авангардным релизом, который хоть и не самый простой для восприятия, но безусловно культовый и очень влиятельный.
Led Zeppelin – Led Zeppelin (1969)
Одноименный альбом Led Zeppelin попал на прилавки в США в январе 1969 года, и вскоре звучание и манера выступлений помогли группе собрать заметную фанбазу, сравнимую по своим размерам с количеством поклонников Элвиса и The Beatles. Хорошо известна и обложка этого альбома, выбранная Джими Пейджем: на ней изображен горящий цеппелин «Гинденбург». Она объяснила, откуда взялось название группы. Четырнадцать треков альбома идеально отражают звучание, которым Led Zeppelin славятся: сочетание блюза и рока.
Black Sabbath – Black Sabbath (1970)
Выпущенный в пятницу, 13-е, в феврале 1970 года, дебютный альбом команды из Бирмингема буквально заложил основы для хэви-метала, такого, каким мы его знаем и любим по сей день. Эта пластинка Black Sabbath не была похожа ни на один другой рок-релиз ни до, ни после. Она оказала огромное влияние на весь музыкальный мир, а фронтмен Judas Priest Роб Хэлфорд говорил о нем так:
Первый альбом Black Sabbath звучит сегодня так же свежо, как и много лет назад. И все потом, что великая музыка не стареет. Для меня Black Sabbath находятся в одной лиге с The Beatles и Моцартом.
Ramones – Ramones (1976)
Группа из Квинса, Ramones изменили мир музыки 70-х, популяризовав панк-рок по обе стороны Атлантики, а заодно заложив основы для хардкора и нью-вейва, которые появятся в конце десятилетия. Уникальное для тех времен звучание и необычное позиционирование привлекли толпы поклонников моментально. Музыкальная эстетика группы уже хорошо видна на их дебютном альбоме, продолжительность которого – всего 29 минут и 14 песен. В него вошли треки, которые по сей день знают даже те, кто далек от панка, например, Blitzkreig Bop, Judy is a Punk, Now I Wanna Sniff Some Glue.
Stevie Nicks – Bella Donna (1981)
В конце 1980-го после почти года беспрерывных концертов с Fleetwood Mac в поддержку альбома Tusk, загадочная Стиви Никс обнаружила себя на перекрестке своей карьеры. Ей хотелось больше самостоятельности и независимости от группы, чтобы наконец показать свою истинную творческую сущность. Этой цели послужил сольный альбом певицы Bella Donna, в который вошли такие бессмертные хиты, как Edge of Seventeen и Stop Draggin’ My Heart Around в дуэте с Томом Петти. Вскоре Никс вернется на студию с Fleetwood Mac, но ее сольное творение даст четко понять всем, на что она на самом деле способна.
Pixies – Surfer Rosa (1988)
Поместить на обложку дебютного альбома полуголую девушку – это очень рискованный и смелый шаг, но далеко не единственное и не главное, за что надо благодарить Pixies. Фрэнк Блэк с его вокалом, напоминающим крики проснувшегося от кошмара человека, Ким Дил, умудряющаяся гармонировать с этим, Джоуи Сантиаго с одновременно пугающе угловатым и прекрасным в своей простоте гитарным звучанием. Все это сделало Pixies в целом и Surfer Rosa в частности важным источником вдохновения для всех последующих поколений альтернативных артистов.
Nine Inch Nails – Pretty Hate Machine (1989)
Тренту Резнору легко удается делать электронную музыку легко запоминающейся, а его песни Head Like a Hole и Terrible Lie с дебютного альбома Pretty Hate Machine запустили индастриал-революцию 90-х. В то же время на этой пластинке нашлось место как вдохновленной нью-вейвом Ringfinger, так и эмоциональной Something I Can Never Have, на которой Резнор обнажает свой сложный характер интроверта. Трент записывал демо к альбому с минимальным оборудованием, включавшим компьютер Mac. Он также вдохновил целое поколение продюсеров, создающих свои хиты при помощи одного лишь ноутбука.
Pearl Jam – Ten (1991)
Pearl Jam родились как последствие трагической смерти Эндрю Вуда в марте 1990 года и стали детищем «осиротевших» участников Mother Love Bone Джеффа Эмента и Стоуна Госсарда. Их дебютный альбом Ten стал прорывом для группы и, вместе с Nevermind Nirvana и Badmotorfinger Soundgarden, может считаться самым знаковым релизом сиэтлского гранжа. И хотя сейчас этот жанр ушел в прошлое, Ten по-прежнему прекрасно звучит и воспринимается, ведь он, как и сама группа, стареет с благородством хорошего вина.
Massive Attack – Blue Lines (1991)
Blue Lines Massive Attack – это часто недооцененная классика, в которой нашлось место элементами практически всех существующих жанров. Группа использует сэмплы не только умно, но и креативно. С самой первой строчки Safe From Harm слушатели как будто отправляются в путешествие, которое увлекает настолько, что не успеваешь заметить, как уже добираешься до финального аккорда Hymn of the Big Wheel. Многие считают, что это первый альбом в жанре трип-хопа, но на самом деле такое наименование лишь ограничивает и загоняет Blue Lines в ненужные рамки.
Автор: Катерина Гафт
Какие дебютные альбомы кажутся самыми крутыми вам?
Читайте также: