Кто такой Григорий Палама?
Григорий Палама (1296-1359) - выдающийся богослов и монах Православной Церкви.
Святой родился в Константинополе (современный Стамбул) и получил классическое образование в области философии и риторики. Затем поступил в монашескую общину на Афоне (полуострове в Греции).
Григорий Палама считается основателем течения в православном богословии, которое утверждает, что Бог может быть познан личным опытом через молитву и мистический опыт, называемый «нетварным светом».
Однако в своё время святой прославился прежде всего защитой исихазма.
Исихазм - форма созерцательной молитвы, предполагающей очищение сердца, непрестанную молитву и практику безмолвия
Критики исихазма утверждали, что данная практика является ересью и совершенно не является христианской.
В ответ на это Палама и разработал «учение нетварном свете», о чём мы предлагаем поговорить ниже.
О чём гласит учение о «нетварном свете»?
Согласно учению о «нетварном свете» святителя Григория, Бог одновременно и познаваем и непознаваем.
Познаваем Бог с точки зрения Его действий в нашем Мире, которые выражаются через благодать (энергии). Но при этом Бог может быть духовно познаваем лишь до некоторой степени.
Учение о «нетварном свете» есть в Библии?
Святой Григорий часто обращается к Библии, чтобы объяснить учение о нетварном или Божественном свете. В своем труде «Триады в защиту священнобезмолвствующих» Палама опирался на разные библейские цитаты.
Например, в книге Исход говорится:
"Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых". (Исх. 33:20)
Здесь Бог говорит Моисею, что никто не может увидеть лицо Господа и остаться в живых, т.е. получается - Бог непознаваем.
В каких ещё трудах святой использовал Писание?
Кроме того, святой Григорий Палама часто использовал Библию, чтобы проиллюстрировать свою духовную позицию в тех или иных вопросах. Также он приводил примеры библейских святых мужчин и женщин, которые воплощали в своей жизни различные добродетели.
Например, в своём «Слове на Преображение» святитель использовал историю преображения Христа в 17-й главе Евангелия от Матфея, чтобы проиллюстрировать идею духовного просвещения и преображения человеческой личности.
Палама также использовал Библию для защиты практики исихазма. В своих «Словах о жизни в исихазме» святой также указал на библейские примеры молчания и уединения, такие как отступление Илии на гору Хорив в (3 Цар. 19), чтобы поддержать идею о том, что молчание и неподвижность могут привести к более глубокой встрече с Богом.
Кроме того, Палама часто использовал Библию для опровержения богословских ошибок и ересей, распространенных в его время. Например, он использовал такие отрывки: Ин. 10:30 («Я и Отец — одно») или Кол. 2:9 («Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно»). Такие цитаты использовались для защиты православного учения о Троице и воплощении Христа против различных форм монофизитства и монофелитства (ереси, искажавшие понимание природы Христа).
В целом использование святителем Григорием Паламой Библии было обширным и многогранным. Библия служила ему поддержкой для разъяснения его богословских концепций. Она являлась как бы иллюстрацией для его мыслей.
Отметим, что такой подход далеко не нов. Его метод уходит своими корнями в православную традицию, которая подчеркивает важность Церковного Писания и Предания в жизни христианина.
Понравилась данная статья? Оставь свой комментарий и подпишись на канал, чтобы увидеть больше подобных текстов!
Также на канале можно ознакомиться и с другими статьями. Советуем прочесть: "Почему вопрос «когда была написана Библия» неправильный? А также другие интересные вопросы..."