Начало года выдалось совсем не радостным. Да и как можно радоваться, когда, против тебя воюет не просто третья по силе флота страна в мире, но и твоя историческая родина.
В Атлантическом океане, близ берегов Португалии, случился инцидент, когда яхта генерал-адмирала повстречала два итальянских крейсера, но не смогла их догнать. Зато, смог настигнуть их миноносец, но он получил попадание снаряда и взрыв, а сам совершил пару затоплений на итальянских бронепалубных крейсерах из своих 90-мм орудий.
Миноносец, к счастью, остался на плаву, а итальянцы вновь скрылись.
Из сообщений от рыбаков, следовало, что русский броненосец и пять броненосных крейсеров дежурят у Ла Коруньи, где засели наши четыре броненосных крейсера и два бронепалубных, эскадры Арсенио Линареса, а основные силы русского флота, вошли в Средиземное море.
1 февраля — в туринском театре «Реджо» прошла премьера оперы Джакомо Пуччини «Богема».
Но испанским морякам из Ла Коруньи было не до оперы. Они оделись во все чистое, впрочем, как и их коллеги с русской эскадры вице-адмирала Казнакова Николая Ивановича. У него на груди красовался орден Белого Орла и баденским орденом Льва 1-й степени.
Эскадра, под его командованием, включала в себя: броненосец "Святой Иаков", броненосный крейсер "Нептун" и бронепалубные крейсера: "Адмирал Корнилов", "Муравьев Амурский" и "Адмирал Истомин", а также миноносцы "Поти" и "Прозорливый".
Испанская же эскадра Арсенио Линареса, победителя американских броненосных крейсеров и завоевателя Коста-Рики, включала броненосные крейсера "Мануэла", "Альфонсо XII", "Инфанта Мария Терезия". Помимо них было три бронепалубных крейсера и четыре миноносца.
В фазе маневрирования перед сражением, Арсенио Линарес традиционно спутал всх капитанов испанских кораблей своими гениальными приказами о безумном перестроении, а сам, вообще, перебрался с "Мануэллы", на более новый "Альфонсо XII", типа я вице-адмирал, я так хочу!
Первым был именно с него замечен русский миноносец. И если учесть, что русские были законодателями мод, в данном вооружении, то его следует опасаться. Тем более, что всего двумя итальянскими минами затоплен систершип "Альфонсо XII" крейсер "Сан Кристо де Бургос". Но, практически сразу, флагман испанцев поразил его 90-мм снарядом. Вызвав пожар, сломан штурвал и затопление. Следом за первым миноносцем вышел второй.
Но, русские шли словно заговоренные. Верно говорят, что: "Смелым везет". Из 400 выпущенных испанцами снарядов в цель попали всего два! Но, затем начались попадания и он так и не смог выпустить ни одной мины, так как вышедших на верхнюю палубу разрывало на части. Получив четыре 90-мм и чертову дюжину 57-мм миноносец "Прозорливый" затонул.
Остался миноносец "Поти", в который "Инфанта Мария Терезия" всадила два 160-мм снаряда, весом 102-кг каждый. Мины выпустить он тоже не успел, а затем произошла вообще их детонация.
После гибели миноносцев, испанцы немного расслабились, но вдруг увидели его! Броненосец "Святой Иаков", был по своему великолепен.
Водоизмещение в 11000 тонн, скорость 18 узлов, броня железная до 14,7 дюйма. Вооружен 10,1"/22 калиберными орудиями Круппа в башнях, пара 5,1" орудиями в переднем каземате, четыре 4,1" орудиями как погонные и в каземате. Вообще Российская империя своими заказами, можно сказать, создала подобного оборонного монстра. Но, до момента образования, как Германской империи, так и Российской в 1870 году (учебник истории от дона Кондратиаса в работе) они были частью одного мегагосударства.
Рядом с ним шли бронепалубные крейсера, прикрывая флагман от атак миноносцев, как могли, а могли неважно, так как не хватало опыта и слаженности.
Один из таких и решил атаковать капитан миноносца "Мартин". Он сблизился на пистолетный выстрел и всадил мину в "Муравьев Амурского" в 12.14, а затем в 12,21 еще одну мощную 16" торпеду. Русский бронепалубный крейсер не вынес подобного обращения и у него произошло мгновенное возгорание и взрыв с разлетом орудий. Миноносец "Мартин" с подбитой машиной, потеряв трех человек из 56, подбитым капитанским мостиком, затоплением в носу, пожаром пытается пробраться к своим крейсерам, и это у него неплохо удается.
На русский броненосец выходит в атаку миноносец "Лайя", что в стране басков означает - плуг. Но, по броненосцу мины не успели выпустить, так как долго копались в проводах, а только по "Адмиралу Корнилову", но и они не взорвались. Видимо, на "плуг" призвали реально бывших крестьян.
Русский броненосец атакуют два миноносца. Первый "Дева" выпустил мины, а второй старый "Ариетта" поймал своим корпусом мину со "Святого Иакова" и долго на воде не удержался. Броненосец сам оказался отличным носителем мин. Вице-адмирал Казнаков сам встав у руля, ловко уклонился от шедших на корабль мин, а затем комендор из 4" орудия вызвал детонацию мины на испанском миноносце "Дева", махом раскидав всех противников как котят.
Даже башни развернул в корму, словно презирая испанцев. Но, зря он это делал, так как на "Альфонсо XII", хоть моряки были и зеленые салаги, но канониры из школы Картахены, и они угодили в броненосец. Пробив бронепаяс и вызвав затопление в корме.
Пришло время поглядеть, что собой представляет броненосный крейсер "Нептун". Водоизмещение у него всего 3200 тонн, скорость 19,9 узлов, вооружение 6" орудия в башнях и 109-мм орудия в бортовой батарее. Смотреть то, оказалось и не на что. "Нептун" еле плелся за кормой "Святого Иакова". Погибло уже 36 испанцев и 201 русский. Точность составляла у противников 3%. В русские корабли влетело пять 7,9", дюжина 6,3", тридцать пять 3,5", пятьдесят один 57-мм и дюжина торпед. В испанцев угодили один 10", девять 4", десять 3", восемь 2" и три самодвижущиеся мины. Видимо, русский отряд был вымотан переходом по Балтике, Немецкому морю и Бискайскому заливу. Броненосец и броненосный крейсер, от полученных повреждений, вскоре, затонули. Число жертв у русских возросло до 924 человек.
На горизонте остались маячить два бронепалубных крейсера: "Адмирал Истомин" с водоизмещением 2360 тонн, скоростью 17,5 узла, парой 6,8" орудий, шестью палубными 4" пушками, и четырнадцатью 57-мм. Броня стояла "компаунд" толщиной до 8,7".
Второй крейсер, являлся полной противоположностью первому. Стремительный и быстрый, водоизмещением 2600 тонн, скорость 21 узел, броня гласиса 4,8", вооружен семью 4,2" орудиями и четырьмя 3".
Крейсер "Адмирал Корнилов" атаковал миноносец "Laya", но мины, к разочарованию всех испанцев не сработали.
От нескольких мощных одновременных попаданий тонет "Адмирал Истомин", а гордый испанский миноносец "Плуг" отходит, а у него над головой свистят не пули, а 4" и 3" снаряды. Появились затопления, с большим трудом закрытые командой.
Бронепалубному крейсеру "Адмирал Корнилов" было некуда бежать, и он окутался дымами, видимо, намереваясь дать решающий бой. Но, недолго мучилась старушка. Русские получили по заслугам. Уничтожен один броненосец, броненосный крейсер, три бронепалубных и два миноносца. Отряд Арсенио Линареса потерял лишь миноносец и 43 моряка, против 1578 у противника. Но, самое главное, испанцы поняли, что русских можно бить точно так-же, как и итальянцев, но немного сложнее.
Выводы все в мире сделали разные. Пресса в Испании всячески прославляла своих моряков, сумевших, на своих не новых кораблях отстоять свою честь и честь своей страны. Русский журнал «Нива» скорбел о погибших и спрашивал «Сколько моряков попало в плен, и как их содержат? Еще в нем автор намекал, что у Русского императорского флота имеется более мощная эскадра и расслабляться испанцам не стоит». Французы, немцы и англичане более сдержанно отнеслись к событию и писали более о технических особенностях кораблей и материальной части.
Вице-адмирал Казнаков стал личным гостем дона Кондратиаса, тем более, что он был слегка ранен в руку. Между ними часто возникали беседы, то в курительной комнате дома, то в саду на скамейке. Как то раз Николай Иванович да-же в кабинет к дону Кондратиасу заявился, сел на кресло и спросил: «Почему твои орлы сразу белый флаг не подняли? До сих пор не понимаю!»
"Не боимся мы Вас потому что, - стукнул Кондрат кулаком по столу, - это вы своим крестьянам в уши дуйте, здесь народ свободный и ни перед кем голову не склонит".
"Это мы еще посмотрим", - ответил Николай Иванович, и хитро прищурился.