Найти тему

Чем фирма Крупп была так обязана России, и чем Россия обязана фирме Крупп?

Имя (или название) Крупп в советское время было одним из символов мирового империализма, с которым Советский Союз безуспешно боролся. Увы, но имя Круппа было и неразрывно связано с Третьим Рейхом, с фашизмом и его самыми зловещими преступлениями.

Однако, не стоит забывать, что и наша страна во многом должна быть благодарна этой фирме. Впрочем, благодарность тут взаимная, сотрудничество России с Круппом можно рассматривать как пример почти идеального партнёрства.

Своим успехом Крупп был обязан тому, что производил лучшие в мире пушки. Это было доказано на полях сражений, прусская артиллерия стала лучшей именно благодаря пушкам Круппа. Нередко говорят, что победой во франко-прусской войне прусская армия во многом обязана пушкам Круппа, существенно превосходившим французские. Согласно истории фирмы «Крупп» свою версию казнозарядной стальной пушки Крупп разработал в 1857 году, но военные не приняли её. Лишь в 1860 году Крупп получил контракт на 312 6-фунтовых пушек для прусской армии.

Однако нам интереснее тот факт, что в 1855 году Россия заказала Круппу изготовление гладкоствольной 12-фунтовой пушки, а в 1857 году были заказаны ещё две 4-фунтовые нарезные стальные пушки, причём нарезку орудий производили в Петербургском арсенале. Тогда это были орудия «французской системы». Надо сказать, что тот период был весьма сложным для оружейников. Создавалась новая система артиллерии, создавалась методом проб и ошибок, часто и немалых жертв. В первых орудиях был высокий процент брака, они взрывались на испытаниях, калеча и убивая артиллеристов. Даже создание стального лафеты, взамен деревянного оказалось задачей непростой.

Но, наконец, была создана система нарезных орудий, изначально именуемая «прусской», а затем системой 1867 года. В 1963 году фирма Крупп безвозмездно предоставила России 100 4-фунтовых казнозарядных стальных пушек, причем половина имела клиновой затвор системы Круппа, а другая половина — затвор система Крейнера. Испытания пушек сначала радости не вызвали, потребовалось их дополнительно доработать. Но в результате Крупп получил заказ на 350 4-фунтовых пушек, а потом ещё и на 250 9-фунтовых пушек. Крупп был к тому времени уже перегружен заказами, производство же пушек нового типа на русских заводах тогда ещё не позволяло получить нужное качество. Настолько, что пришлось переходить на изготовление медных пушек.

Использование пушек системы 1867 года (их иногда неправильно считают созданными в 1867 году) было недолгим, так как вскоре была создана более совершенная конструкция, которую именуют системой 1877 года. И в 1877 году Крупп предоставил России новые образцы орудий: 4-фунтовую полевую и конную пушки и 9-фунтовую. С переходом на новую систему и пушки получили новые наименования: 4-фунтовые стали 34-линейными, 9-фунтовые — 42-линейными. Крупп получил заказ на 1850 полевых орудий. Но полевыми пушками дело же не ограничилось. Были приняты на вооружение и другие системы.

42-линейная батарейная пушка образца 1877 года.
42-линейная батарейная пушка образца 1877 года.

Самое важное, что орудия стали изготовлять и отечественные заводы: Обуховский, Пермский, Путиловский, Александровский. Заводы, хоть и не сразу, освоили новые технологии, и к 1881 году русская армия была перевооружена самой лучшей на тот момент артиллерией. Надо признать, что не все они были системы Круппа. Так русская армия получила пушки Барановского, которые далеко обгоняли своё время: в них были и унитарные патроны, и противооткатные устройства. Постепенно, чертежи орудий стали делать русские инженеры, пусть они во многом и использовали крупповские наработки.

У России с Круппом сложились следующие отношения. Военные высказывали пожелания к новой артиллерийской системе. Крупп предлагал опытный образец. В России испытывали пушку, оценивали её возможности, искали недостатки. После чего у Круппа дорабатывали орудие и представляли серийный образец. Далее, с помощью немецких инженеров, осваивали производство на отечественных заводах. Как мне кажется, главной ценностью в работе с Круппом была даже не конструкция его пушек — у нас и своих умельцев хватало, а именно помощь в освоении производства. Именно технологии были слабым местом отечественных заводов и благодаря помощи крупповских инженеров удалось преодолеть все трудности.

6-дюймовая полевая мортира обр. 1885 года
6-дюймовая полевая мортира обр. 1885 года

Самым ярким результатом этой деятельности, на мой взгляд, может служить то, что на рубеже ХХ века русская армия приняла на вооружение 3-дюймовую полевую пушку, разработанную отечественными конструкторами. И эта пушка не только не уступала лучшим зарубежным образцам, но и была даже более совершенна, чем аналогичное орудие, принятое на вооружение германской армии. Что к этому ещё добавить?

А что Крупп? А его фирма получила крупнейший в мире рынок оружия, огромную армию, которая готова была перевооружаться новейшей артиллерией. Это в Европе у него были конкуренты, быстро освоившие новые системы, да и на родине были Грюзон, Эрхард.

Правда и в России вскоре всё закончилось. И не потому, что началась Первая Мировая, в ходе которой немецкие пушки уже попадали в Россию только в виде трофеев. Уже перед войной с российского рынка Круппа вытеснила французская фирма «Шнейдер». Вытеснила благодаря коррупционным схемам. Единственное орудие Круппа, принятое на вооружение русской армией — это 48-линейная гаубица обр. 1909 года. Да и то французы вынудили принять на вооружение собственную однотипную гаубицу обр. 1910 года.

48-линейная гаубица обр. 1909 года
48-линейная гаубица обр. 1909 года

Надо отметить, что Крупп оказал огромную помощь не только в становлении артиллерии Российской империи, но помощь фирмы была огромна и в создании тяжёлой промышленности Советского Союза в 20-30-е годы. Тема эта до сих пор является большим белым пятном, но даже по тому, что мы знаем видно: вклад иностранных специалистов (в первую очередь германских и американских) был такой, что… что без них ничего бы и не было. Но это уже отдельная тема.

Рекомендую вам статью, в какой-то мере продолжающую тему. О том, как из России пушки Круппа вытеснили:

Матильда Кшесинская и её вклад в развитие русской артиллерии

Уважаемые друзья. Особенно те, кто всерьёз интересуется артиллерией.

Я и мой коллега, большой знаток отечественной артиллерии, Михаил Гриф, начинаем работу по подготовке большого справочника «Советская артиллерия во Второй Мировой войне». Если кому-то интересна эта тема, если есть желание и возможность посвятить время узнаванию нового, а может быть опыт и знания в этой области, то можете поучаствовать в этом большом и интересном деле.

Пишите на почту nwt@nweb.su и мы обсудим подробности.