Найти тему
Русский мир

Знай наших! Антон Макаренко – воспитатель беспризорников

Антон Макаренко. Фото: РИА Новости
Антон Макаренко. Фото: РИА Новости

Создатель собственной уникальной педагогической системы Антон Макаренко широко известен во всём мире. Его самое значительное произведение «Педагогическая поэма» переведено на 36 языков. А сам Макаренко главный принцип своей системы определял так: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Результат показательный: из более чем 3000 беспризорников и правонарушителей, воспитанных Макаренко, ни один не вернулся в тюрьму.

«Семья для него не существует»

Антон Семёнович Макаренко родился 135 лет назад, 13 марта 1888 года, в посёлке при железнодорожной станции у села Белополье Харьковской губернии. Отец работал маляром в вагонных мастерских, но со временем сумел дорасти до начальника мастерской по ремонту железнодорожных вагонов.

Железнодорожное ведомство Российской империи проявляло заботу о социальном устройстве своих сотрудников: так, для детей рабочих и служащих открывались весьма неплохие школы. Поэтому Антон и его младший брат Виталий смогли окончить школу. После чего их пути разошлись: Антон пошёл в городское училище, а потом поступил на годичные педагогические курсы. Ну а Виталий выбрал карьеру военного: он примет участие в Первой мировой войне, станет участником Брусиловского прорыва, а в 1917 году вступит в Добровольческую армию. В 1920-м году сумеет эвакуироваться из Крыма, а остаток жизни проведёт во Франции, где в 1970 году издаст воспоминания о старшем брате.

Что касается Антона, то его весьма мало интересовала жизнь как брата и сестёр, так и родителей. Отец с горечью говорил, что «семья для него не существует, он приходит сюда, как в гостиницу, переменить бельё, пообедать и поспать. Всё остальное его не интересует». Главным увлечение уже тогда для молодого человека стали книги, которые он старался покупать на все имеющиеся у него средства, а часто даже в кредит.

После окончания педагогических курсов в 1905 году Макаренко работает учителем в железнодорожном училище. А когда в Полтаве в 1914 году открывается первый учительский институт, он блестяще сдаёт вступительные экзамены и становится студентом. Институт он окончит с золотой медалью. А его дипломная работа будет называться «Кризис современной педагогики».

Доверил вору деньги и пистолет

Можно сказать, что революция 1917-го года не внесла каких-то особых перемен в жизнь Антона Макаренко: после окончания института он заведует железнодорожным училищем, потом руководит городским училищем в Полтаве. Но вот в 1920-м году Полтавский губернский отдел народного образования поручает опытному, хотя и достаточно молодому педагогу, создать трудовую колонию для перевоспитания беспризорников и малолетних преступников. Гражданская война ещё не закончилась, в стране царит разруха, множество детей остались без родителей и домашнего крова. По разным оценкам, на тот момент в стране насчитывалось от 4,5 до 7 миллионов беспризорников. Чтобы найти себе пропитание и как-то выжить, многие занимались попрошайничеством, организовывали воровские шайки. Уже в 1920-м году власти начинают принимать меры, чтобы остановить разгул малолетней преступности в стране, тем более что тюрьмы и так переполнены. Принимается решение открывать трудовые колонии для несовершеннолетних, где малолетних правонарушителей могли бы перевоспитывать и возвращать в общество нравственно здоровыми гражданами.

Оркестр в коммуне Макаренко. Фото: mail.ru
Оркестр в коммуне Макаренко. Фото: mail.ru

И действительно, в те годы возникли несколько весьма успешных колоний и коммун для подростков. Но наиболее известной стала Колония имени М. Горького, открытая сначала под Полтавой, а позднее переехавшая в Харьковскую область.

Антон Макаренко в своей «Педагогической поэме» рассказывал о первом впечатлении о новом месте работы: пустынный лес вокруг, несколько домиков почти без мебели, из инструментов – топор и лопата и лишь трое учителей, двое из которых – женщины. И первые воспитанники – матёрые, практически взрослые парни, ни в грош не ставившие авторитет учителя и рассматривавшие колонию как удобное место перезимовать на «казённых харчах». Они жили своей жизнью – воровали еду в соседних деревнях, играли в «ножички» и карты, а на все уговоры заняться учёбой и полезным трудом отвечали решительным отказом.

В тот момент Макаренко со всей ясностью ощутил, что вся известная ему педагогическая наука, весь накопленный опыт учителей прежних лет ничем не могут ему помочь. «Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики. Просто ничего нет», – писал он в своих воспоминаниях.

Разрешить ситуацию силой тоже не получится – это значило нарваться на открытый конфликт с неизвестным исходом. Приходилось искать другие пути, действовать через психику. И тогда педагог придумывает нестандартный ход. Он вызывает к себе главного «авторитета» среди колонистов Семёна Калабалина, который успел к этому времени и на Гражданской повоевать, и в вооружённых ограблениях поучаствовать во главе воровской шайки. Но поскольку серьёзных преступлений он не совершал, в тюрьму его отправлять не стали, а передали на исправление Макаренко. И вот глава колонии поручает недавнему вору съездить в город за деньгами для колонии. Он объясняет, что доверяет только ему, и если Семён не вернётся, вся колония останется без пропитания, а самого Макаренко могут попросту расстрелять. Также в знак особого доверия он отдаёт Калабалину собственный пистолет – для защиты от возможных грабителей.

Семён и Галина Калабалины. Фото: wikipedia.org
Семён и Галина Калабалины. Фото: wikipedia.org

Конечно, это была чрезвычайно высокая ставка. Но именно такое абсолютное доверие и сработало: Семён был чрезвычайно тронут ответственным поручением и не только выполнил его, но и стал преданным помощником, а потом и соратником своего учителя. Вместе со своей супругой, также воспитанницей Колонии им. М. Горького, он станет продолжателем дела Антона Макаренко. Всего супруги Калабалины воспитали более 15 тысяч детей и подростков в детских домах в России, Грузии и на Украине. А для многих своих воспитанников стали настоящими вторыми родителями.

«Я требовал воспитания закалённого, крепкого человека»

Колония неслучайно носила имя знаменитого писателя Максима Горького. Как известно, он уделял очень большое внимание необходимости работы с беспризорниками, много писал об этом. В 1925 году Макаренко напишет своему кумиру письмо, где расскажет о жизни колонии. Переписываться они будут вплоть до переезда Макаренко в Москву – в 1937 году. А в 1928 году Горький лично приедет к нему в гости и проведёт несколько дней среди воспитанников колонии.

А. М. Горький и А. С. Макаренко со старшими колонистами. Июнь 1928 г. Фото: mediasole.ru
А. М. Горький и А. С. Макаренко со старшими колонистами. Июнь 1928 г. Фото: mediasole.ru

Правда, самому Антону Макаренко это не поможет избежать критики с самых высоких трибун: его работу негативно оценит вдова Ленина Н. К. Крупская, руководившая вопросами просвещения молодёжи. Педагогу поставят в вину недостаток воспитания классового самосознания, а также обвинят в рукоприкладстве. Правда, проверки не найдут этому подтверждения. Но из Колонии им. М. Горького Макаренко придётся уйти. Впрочем, недалеко. В пригороде Харькова он возглавит другую колонию для несовершеннолетних, получившую название «Коммуна им. Ф. Э. Дзержинского».

Именно здесь призвание и педагогический талант Антона Макаренко развернутся в полную силу. Продолжая дискуссию с Крупской, обвинившей его в создании «рабской и крепостнической школы», Макаренко напишет в «Педагогической поэме»: «Я утверждал также, что нельзя основывать всё воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребёнка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закалённого, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива».

Одним из самых важных инструментов воспитания Макаренко считал труд. В своей первой колонии его воспитанники трудились на сельскохозяйственных работах – выращивали овощи, занимались животноводством, работали в кузнице и столярной мастерской, обустраивали территорию.

А в коммуне им. Дзержинского были уже не просто огороды с грядками, а самые настоящие производства. В 1930 году там был открыт рабочий факультет Харьковского машиностроительного института, в 1932 году заработал завод электроинструментов, а затем завод плёночных фотоаппаратов (знаменитые в своё время фотоаппараты «ФЭД»). С 1933 года коммуна первой среди детских заведений в СССР перешла на полное самообеспечение.

Здание коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. Фото: Коммунары XXI / ВКонтакте
Здание коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. Фото: Коммунары XXI / ВКонтакте

Тогда же в 1933-м коммуну посетила делегация из Франции. Высокие гости были поражены чистотой и порядком, а также обилием цветов. Кстати, о цветах. Это тоже был отдельный пунктик Макаренко: первым делом он начинал строить оранжерею, причём сажал там исключительно розы. Во всех помещениях – спальнях, столовых, классах – обязательно стояли цветы. Даже на лестницах! А в столовых столы были накрыты не клеёнками, а белыми скатертями. Тоже требование Макаренко, уверенного, что только через красоту можно привить ребёнку требование к эстетике и аккуратности. Кстати, от педагогов он требовал выходить на работу только в лучшем своём костюме. И сам этому всегда следовал.

Важный момент: дисциплина в колонии базировалась на самоуправлении. Весь детский коллектив был разбит на отряды, у которых были командиры. Причём должность командира не была постоянной – существовала ротация, чтобы каждый мог проявить свои организаторские способности. Все важные решения принимались на совете командиров отрядов.

Сам Макаренко был уверен, что воспитать полноценно развитую личность возможно только в коллективе. В своих работах он писал, что именно за таким воспитанием будущее. Поэтому и в его учреждениях педагоги работали не с отдельными личностями, а со всем коллективом в целом. Получалось, что коллектив сам воспитывал человека через общие задачи и коллективную ответственность. Если кто-то в коллективе начинает лениться и не выполняет свою часть работы, другие вряд ли это долго позволят. Ну а заработанные таким коллективным трудом деньги распределялись на совете командиров, решавших, что именно нужно приобрести в первую очередь.

Таким образом, у детского коллектива всегда была цель, которую нужно достигнуть. Макаренко называл это системой перспективных линий. «Человек не может жить на свете, если у него впереди нет ничего радостного. Истинным стимулом человеческой деятельности является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга», – писал Макаренко.

«Педагогическая поэма» как подведение итогов

В 1935 году А. С. Макаренко переводят в Киев, где он работает в НКВД УССР начальником отдела трудовых колоний. Но проработал там чуть больше года. В системе начались аресты, в том числе и его непосредственного начальника. В списках на аресты было и имя Макаренко, но его вычеркнул народный комиссар В. А. Балицкий, благоволивший талантливому педагогу. Макаренко пишет в письмах Горькому: «И ещё одно – мне надоела Украина, ибо я всегда был просто русским человеком, а Москву люблю». Максим Горький помогает ему решить вопрос с переездом и приобрести квартиру в писательском доме в Лаврушинском переулке.

Именно Горький, которому Макаренко показывал свои первые литературные опыты, посоветовал педагогу заняться литературной деятельностью. Спустя десять лет был закончен главный и самый широко известный во всём мире труд Макаренко – «Педагогическая поэма», переведённая на 18 языков народов СССР и 36 языков мира. Правда, педагогические издательства СССР поначалу отказались её печатать. Благодаря содействию Горького удалось выпустить книгу в «Литературном альманахе» издательства «Художественная литература». Сам Горький так отзывался о произведении Макаренко: «Это истинная педагогическая поэма, вдохновенная книга о переделке психики. Она как «Эмиль» Жан Жака Руссо – ступень в развитии науки о воспитании».

Кроме этого, Антон Макаренко пишет романы «Флаги на башнях», «Пути поколения», повесть «Честь». Но в 1939 году он внезапно умирает от сердечного приступа в электричке – по пути домой из дома творчества. Ему шёл всего 51 год.

Результат педагогических трудов А. С. Макаренко можно без преувеличения назвать фантастическим: по официальным данным, никто из его более чем 3000 воспитанников не вернулся к криминальной деятельности, все влились в общество, где нашли свою дорогу. Многие воспитанники получили высшее образование, стали инженерами, врачами, экономистами, лётчиками, управленцами. Ну а кто-то, как уже упоминавшиеся Семён Калабалин с супругой, продолжили дело своего учителя.

Ну а всем своим остальным последователям и продолжателям великий педагог, признанный ЮНЕСКО одним из четырёх учёных в мире, оказавших наиболее сильное влияние на педагогическую систему XX века, дал такой простой совет по воспитанию детей: «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…».