Сразу скажу, Третьяковская галерея в Москве - не самый любимый мною музей, как и Париж - не самый любимый из городов, но их связало время и эта нетривиальная история.
Первые залы Третьяковки с портретами тучнолицых московских бояр-царей откровенно пугают, позже - на картинах XVIII века - лица уже совсем иные.
Последние залы с ранними советскими "творениями" - без комментариев (( Такой шок не в каждом бесплатном музее испытаешь.
По счастью к приобретению сих полотен легендарный создатель галереи Павел Михайлович Третьяков никакого отношения не имеет. Он коллекционировал иную живопись и разглядывать шедевры в его понимании я бы вам предложила на нашем сайте и на большом мониторе.
Едва лишь принимаясь за коллекционирование русской живописи - а Павлу Третьякову на тот момент не было и тридцати, - он уже намеревался передать свою коллекцию Отечеству.
Вы не находите, что решение редкостное и для тридцатилетнего человека очень зрелое?
Он не просто коллекционировал, он учился, скрупулезно вникая в технику восстановления картин, и выучился "подлечивать" старые полотна вполне профессионально.
Выдающиеся живописцы Репин, Саврасов, ежели необходимость к тому возникала, просили Павла Михайловича в виде одолжения заняться холстом, предпочитая не везти его к реставратору.
Но Павел Михайлович в семье был не единственным столь неординарным, у него был столь же талантливый младший брат Сергей, при этом оба не забывали и об общем семейном бизнесе, и кормившем, и позволявшим заниматься столь дорогим хобби.
Младший Третьяков тоже блестяще разбирался в искусстве, много путешествовал по Европе, и чтобы не конкурировать с братом, решил собирать немецкую и французскую живопись.
Однако если на выставке или аукционе в Европе появлялось стоящее полотно русского живописца, он первым помогал Павлу Михайловичу дельным советом в вопросе приобретения нового холста.
Чтобы обозначить масштабы столь благородного собирательства Третьяковыми русской живописи, приведу пример: полотна Верещагина покупались целыми сериями и в Москву доставлялись железнодорожными вагонами.
Для собранной коллекции старший из братьев строит отдельное здание - галерею, которая в 1867 году была открыта для всеобщего и, заметьте, бесплатного посещения.
Это когда вся власть стала принадлежать народу, заводы рабочим, а земля крестьянам... вход в картинную галерею стал платным.
Собрание западноевропейской живописи рано ушедшего брата Сергея и собственную коллекцию вместе со зданием галереи Третьяков старший в 1892 году преподнёс Москве - это стало событием!
На это повторное открытие галереи специальным поездом из Петербурга прибыл сам император Николай II с семьей.
Год спустя выставочный комплекс получил название "Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых". Своё историческое здание в Лаврушинском переулке она занимает и сегодня.
Меж тем в семье Сергея Михайловича уже подрастал внук, названный в честь деда Сергеем, Третьяков Сергей Николаевич (1882-1944).
Умён, образован, он стал достойным продолжателем династии, был удачливым предпринимателем, входил в группу так называемых "молодых капиталистов".
Революцию не поддержал, осенью 1919 по приглашению Верховного правителя России Александра Васильевича Колчака прибыл в Сибирь.
Его считали возможным кандидатом на пост председателя Совета министров, но Колчак проиграл. В начале 1920 Сергей Николаевич сумел вывезти семью сначала в Харбин.
Вот теперь самое время перенестись в Париж, но не для того чтобы падать в обморок от красот города, - мы здесь с исследовательскими целями.
О прежней сытой жизни очень скоро пришлось забыть, он был на грани самоубийства и выкарабкался совершенно неожиданным образом - его завербовал НКВД.
В 1929 году его бывший заместитель в колчаковском правительстве Александр Окороков завербовал Третьякова в качестве агента ОГПУ (с 1934 года - НКВД).
Сложно осуждать человека, находящегося на грани жизни и смерти: он был сторонником ограничения монархии, его страны уже не было и вот появилась цель в жизни - он мог быть полезным новой России.
Теперь агент "Иванов" проживал в здании, где располагалась штаб-квартира РОВС. Новейшие прослушивающие устройства позволяли НКВД находиться в курсе всех планов руководства белой эмиграции.
Его невозможно было заподозрить в работе на Советы, только не его! Чужой среди своих - это про него.
Самое громкое дело: в 1937 при участии другого агента НКВД, генерала Н.В. Скоблина, был похищен председатель РОВС генерал Е.К. Миллер. Первый избежал подозрений и скрылся через квартиру Третьякова.
Чисто исследовательский интерес ведёт нас на 29 Rue du Colisée в VIII округ Парижа в район знаменитых Елисейских полей.
А здесь ничего нет...
Вернее ресторанчики и соседние здания остались целы, как в начале прошлого века, сносу и перестройке в бетонные коробки по невыясненным причинам подверглись лишь два здания - 29 и 31, поэтому даже на окна, где жил и работал один из самых удачливых предпринимателей царской России, потомок знаменитой купеческой династии меценатов Третьяковых взглянуть уже не получится.
В 1942 году последний из Третьяковых был арестован гестапо. Из случайно захваченного в Минске архива следовало, что он являлся советским агентом, а в квартире была обнаружена аппаратура для прослушивания...
Он был отправлен в Заксенха́узен (нем. KZ Sachsenhausen), нацистский концентрационный лагерь в городе Ораниенбург в Германии. Расстрелян 16 июня 1944 года.
Выдающихся Третьяковых больше нет, а их музей, как и память о них, останутся, наверное, навсегда.
Да, Третьяковка - не самый любимый мною музей, но при многочисленных исключениях.
Ну а пока и если вы в Париже, не забывайте о другом храме искусства. Вас ждёт Лувр.
У нас тоже есть прекрасные музеи? Безусловно.
Всем счастливых дорог!