Первая беременность у Натальи прошла без осложнений. Роды в срок, здоровая девочка.
Спустя 3 года Наталья с мужем решили, что пришло время для пополнения в семье. Беременность наступила практически сразу, протекала почти без особенностей.
В 35 недель врач женской консультации заподозрила многоводие. Отправила беременную на УЗИ. Многоводие подтвердили.
Врач в консультации назначает лечение - антибактериальная терапия. Наталья категорически отказывается.
Отказ зафиксирован в карте.
В 36 недель приходит положительный анализ на b- гемолитический стрептококк в посеве содержимого влагалища. Повторное назначение антибиотиков - категорический отказ, зафиксирован в карте.
В 38 недель беременная по направлению врача консультации поступает в отделение патологии беременности. Так получилось, что я в тот день дежурила, соответственно, оформляла её историю. Врача УЗД уже не было, назначила УЗИ на следующий день. В предварительном диагнозе ставлю "многоводие?". Лечение не назначаю, пока не будет нашего протокола УЗИ.
На следующий день проводят исследование. Многоводие подтверждают, количество околоплодных вод больше, чем в 34 недели. Лечащий врач, который ведёт палату Натальи, назначает антибиотики. Беременная вновь категорически отказывается, врач оформляет отказ в историю родов. О возможных последствиях (внутриутробное инфицирование плода со всеми возможными исходами) предупреждена под роспись. В известность поставлены заведующий отделением и начмед. Беседы проведены. О стрептококке прочитана лекция. Все бесполезно.
Через 3 дня у беременной отходят околоплодные воды. Роды быстрые - меньше, чем за 4 часа. Плохой признак...
Ребёнок - мальчик- рождается легко. Неонатолог ставит 8/8 по шкале Апгар. Спустя 15 минут состояние ребёнка ухудшается буквально на глазах: нарастает одышка, кожа сереет, сатурация падает. Интубация, ИВЛ, вызов реанимации новорожденных. Предварительный диагноз: врожденная пневмония.
Через 8 дней ребёнок умирает. Врожденная пневмония, сепсис. Вскрытие подтверждает диагноз.
Спустя два месяца причастным к этой истории приходят повестки в Следственный комитет. Родители умершего мальчика подали в суд на некачественное оказание медицинской помощи.
Я была на допросе дважды - как врач, принимавший пациентку при её первичном обращении и госпитализации. Допрошены были все, чья рука делала хоть одну запись в истории родов. Лечащие врачи (в отделении патологии беременности, родблоке, послеродовом отделении) ходили в Следственный комитет как на работу, раза 4-5 их точно вызывали. Мурыжили детскую реанимацию. Даже следователи все понимали, но...
Дело закрыли месяцев через восемь. Насколько помню, в связи с отсутствием состава преступления. Медицинская помощь была оказана качественно, своевременно и в полном объёме. А антибиотики пить, когда из врачи назначают, - да зачем убивать свою микрофлору? Именно такую фразу говорила Наталья, когда отказывалась от препаратов в роддоме.
И нет, антибиотик - не панацея. Я не могу с абсолютной уверенностью сказать, что смерти ребёнка не было бы, если бы была проведена терапия. Но шансы, что всё обошлось бы минимальными потерями - очень высоки.