Найти в Дзене

С чем художники сочетали резную кость?

Необычное сочетание материалов — этот эффектный прием до сих пор используется скульпторами. Слоновая кость, напоминающая своим приятным кремовым цветом и тактильностью поверхность человеческой кожи, отлично смотрится в паре с другими ценными материалами. 

Самый древний пример — хризоэлефантинная скульптура античности: на деревянный каркас наклеивались пластины кости, изображавшие обнаженное тело; одежда, волосы могли быть выполнены из драгоценных металлов, например, из золота. Такие скульптуры, согласно античным источникам, могли иметь исполинские размеры. К сожалению, ни олна из этих чудесных скульптур не сохранилась, а ведь статуя Зевса высотой около 15 метров работы Фидия была одним из древних чудес света! 

Статуя Юпитера из Эрмитажа, которая считается наиболее приближена к оригинальной хризоэлефантинной статуе. Вместо мрамора должна быть слоновая кость.
Статуя Юпитера из Эрмитажа, которая считается наиболее приближена к оригинальной хризоэлефантинной статуе. Вместо мрамора должна быть слоновая кость.

Во время повального увлечения резной костью в Европе 17-18 вв., когда она в огромных количествах ввозилась из колоний, было создано много оригинальных скульптур, мастера соревновались в технике резьбы и сложности композиций. В этот период именно сочетание кости с деревом стало специализацией отдельных резчиков. 

Иоганн Шнегг, слоновая кость, черное дерево, высота 69 см, 1750 г.
Иоганн Шнегг, слоновая кость, черное дерево, высота 69 см, 1750 г.
Нищмй с волынкой, слоновая кость, дерево, высота 31 см, прибл. 17-18 век, Симон Трогер (Бавария)
Нищмй с волынкой, слоновая кость, дерево, высота 31 см, прибл. 17-18 век, Симон Трогер (Бавария)
Похищение Прозерпины, слоновая кость, дерево, стекло, медь, позолота. Высота 85,3 см.Симон Трогер. Это одна из 8 композиций, заказанная резчику курфюрстом Максимилианом III  для Большой галереи дворца Шляйсхайм
Похищение Прозерпины, слоновая кость, дерево, стекло, медь, позолота. Высота 85,3 см.Симон Трогер. Это одна из 8 композиций, заказанная резчику курфюрстом Максимилианом III для Большой галереи дворца Шляйсхайм

Широко известны скульптуры ар-деко (начало 20 в). Кость в них сочеталась не только с серебром и золотом, но и с бронзой, эмалью, перламутром, резным камнем. 

Все эти скульптуры отличает сложность исполнения, ведь они состоят из множества деталей, которые нужно точно подогнать друг к другу по стыкам.

Деметер Чипарус, композиция «Друзья навсегда», бронза, слоновая кость, 63 см, 1927 г.
Деметер Чипарус, композиция «Друзья навсегда», бронза, слоновая кость, 63 см, 1927 г.
-6

А вот как сочетается бивень мамонта и стабилизированная древесина в современной скульптуре:

По материалам художественно-исторического музея Вены, Баварского национального музея, музея Виктории и Альберта (Лондон), Эрмитажа.

©Татьяна Артюхова

Мы профессионально занимаемся резьбой по бивню мамонта и ценным породам дерева. Смотрите в нашем блоге видео из мастерской о нашей технике резьбы по кости, лекции о рисунке и композиции, статьи по истории резьбы в Европе и Азии, интересные подборки резных скульптур.

Также на нашем канале в Telegram мы публикуем наши новые актуальные работы

Артюховы Даниил и Татьяна