ДЕБРИ ЗАНЗИБАРА
После успешно проведённой кампании по сбору, переработке и хранению брюквы в стране начался всенародный подъём, который был невозможен ещё пару лет назад.
Многие зрелые люди, а также спутники их жизни, со всё большим интересом обращаются к истокам народного, да и профессионального, искусства. Приятно, что в этой многомиллионной аудитории всё чаще встречаются молодые люди, только начинающие свою самостоятельную жизнь. Их интересуют разнообразные вопросы, на которые зачастую даже интернет затрудняется дать ответ. Вот выдержка из одного письма, пришедшего на наш портал:
– Недавно я услышала песню «Дебри Занзибара», которую поёт не известный мне певец. Дорогая редакция, объясните мне, пожалуйста, почему этот, с позволения сказать, исполнитель так орёт, и чему может научить молодое поколение это произведение! А ведь на сочинение, запись были затрачены немаленькие народные деньги...
Этот вопрос мы переадресовали автору, а также – по совместительству – исполнителю этой песни, которая ничему не учит и, важно понимать, никуда не ведёт молодое поколение, Вячеславу Малежику. И вот что он нам ответил:
Около тридцати лет назад моя семья поселилась в одном из новых районов Москвы – Раменках. И так случилось, а я к тому времени был уже достаточно известным в музыкальных кругах сочинителем песен, мои новые молодые соавторы Михаил Журкин и Александр Смогул оказались моими соседями. И мы начали интенсивно дружить, обильно смачивая наши взаимоотношения алкоголем и дружескими, зачастую далеко за полночь, беседами. И рождались песни, часто весьма неплохие.
Наше творчество со Смогулом было обусловлено ещё и тем, что Александр обладал редкой способностью к импровизации в процессе стихосложения. Если ему этого хотелось, то он мог на заданную тему моментально прочитать стихотворение. И я решил применить этот дар для сочинения песен. Я, грешен, иногда, используя рюмочку-другую, предлагал ему тему для будущего творения, и Смогул практически тут же выдавал «на гора» стишок. Иногда я ещё задавал определенный ритм будущей песни. И часто получались неплохие стихи и, естественно, мелодии.
Однажды я предложил ему написать историю, где герой, потеряв свою Любовь, пытается найти её в бюро находок на вокзале. Я даже спел ему первую фразу будущей песни: «В бюро находок на вокзале...»
И Поэт сваял стихотворение. И герой песни среди потерянных велосипедов и тазиков для ног отыскал-таки свою единственную и неповторимую Любовь. Но вот беда – было как-то слащаво, и петь песню не хотелось. И я потребовал от автора текста большей брутальности и небритости на щеках. И Александр утром принёс текст об искателе приключений, покоряющем незнакомую страну Занзибарию. Я робко заметил, что в этой стране нету джунглей и, естественно, дебрей.
– Это не важно, – был ответ поэта, ты вслушайся в звонкость рифм! Я подумал, и решил, что не надо мне быть ботаном, и арифмометром определять качество стиха.
И вскоре с замечательным Петром Подгородецким мы на телевидении записывали «Дебри Занзибара». Петя раскрасил партию ударных леденящими звуками, которые издают обитатели джунглей, я играл на губной гармошке, изображая этакого героя кантри и вестерна; партий клавишных было немерено много, и в процессе микширования мы не знали, что с ними делать.
Короче, дорвались... Потом пришлось всю эту красоту ампутировать. Было жалко, но мы знали, чего от нас ждёт зритель. И песня вошла в мой очередной «винил» (LP «Улочки-переулочки» (1989), кстати, на обложке этой пластинки Смогул немного рассказывает о Малежике).
Какого-то феерического успеха песня не имела, но в концертах я к ней постоянно возвращался, и с эффектной игрой С. Дюжикова на гитаре и клавишными Д. Галицкого она заурчала весьма и весьма... Позже Н. Соболева, минская поэтесса и музыкант, включила песню в свою пластинку «Музыкальный автомат», где были собраны мои танцевальные ремейки (этот CD был издан в 2010 г., а записан на несколько лет раньше).
И вот Андрей Синяев предлагает записать её для АЛЬБОМА, переосмыслив «Дебри» в джаз-роковую композицию. Но мы не нашли для записи подходящую духовую группу, и в итоге ограничились традиционным рок-н-роллом с подгруженными гитарами и ставшими почти пародийными подпевками «вап-чува-е!!!»
P.S. Вспомнил два забавных случая, связанных со съёмкой клипа на эту песню.
Меня покусало чучело крокодила!.. По замыслу режиссёра клипа, я должен был испугаться чучела, как живого крокодила. Но во время съёмки ну никак не получалась «органика процесса». И мне предложили не обращать внимание, как чучело наезжает на мою ступню, и я по команде должен был испугаться. Артист Малежик был настолько убедителен, что, изображая испуг, вонзил ногу в зубы чучела. Рана была серьёзная, вызывали скорую, и уже дальше я снимался перебинтованным. Всё было по-настоящему. В клипе это видно.
Были определённые проблемы с командой негритянских актёров, которые были вплетены в сценарий клипа. Африканцев никак не могли убедить в том, что никто над ними насмехаться не собирается. В конце концов я глаза-в-глаза спел чернокожим актёрам мини-концерт, и они согласились!
ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ
С Андреем Заблудовским, лидер-гитаристом известной ленинградской группы «Секрет», я познакомился примерно за два года до того момента, когда группу узнала широкая общественность нашей страны.
Мы вместе отдыхали на кавказском побережье Чёрного моря в спорт-лагере МГУ «Буревестник». Это было очень модное место, и вся золотая молодёжь Москвы, Ленинграда, Ростова, Тбилиси отчаянно тусовались в окрестностях лагеря. Слова «тусовка» не было ещё в обращении, но девчонки и парни бесшабашно выпивали, сопровождая этот процесс водно-половыми процедурами. Так вот... Там мы с Андреем познакомились, и Забл потчевал меня своими песнями и игрой на гитаре. Меня он не убеждал своим музицированием, и мне не хотелось его рекомендовать в известные ВИА в качестве певца-гитариста. Я отчаянно соскакивал с разговоров о трудоустройстве Андрея. Так он и уехал в Питер, не имея планов, где будет работать.
А через пару лет, в августе месяце, на том же пятачке Чёрного моря, я увидел Забла с каким-то парнем. От неуверенности Андрея ничего не осталось. Взгляд у него был уверенным в себе, даже с некоторым оттенком покровительства.
– Привет, Слава! Это Костя, я ему много рассказывал о тебе, и у него есть, что тебе предложить.
– Но прежде я хотел бы услышать пару нот, которые ты споёшь, – встрял в разговор Костя.
– А что, тут есть гитара? – спросил я, нисколько не обижаясь на бесцеремонность нового знакомого.
– Да, вот справа расположилась наша компания, – показал рукой Костя, – там есть гитара.
Мы подошли к ребятам, и мне вручили гитару. Я запел, и нас окружила толпа полуголых парней и девчонок. Я поймал драйв и вдогонку спел ещё одну песню.
– Ты мне понравился, – изрёк Константин.
– А ты мне? – спросил я.
Не обращая на мою реплику внимания, Костя продолжил:
– Я возьму тебя в свою группу. Плохо, что ты живешь в Москве. Ничего, снимешь квартиру...
– А ты, собственно, кто?
– Я – Константин Кинчев, лидер питерской группы «Алиса» – сказал мой новый знакомец, сопровождая свои слова козой на правой руке.
Так я в один день узнал о существовании двух знаковых ленинградских групп, и в одну из них меня даже позвали играть. Я промолчал, и мне дали пару дней обдумать заманчивое предложение.
И я стал с интересом слушать, как старых добрых друзей, записи секретовцев. И они мне большей частью нравились: ребята понимали, о чём поют, и не пытались доказать всему миру, что они нечеловечески круты. Меня даже не ломало, что они копируют манеру поведения и одёжки у битлов. Даже название ребята скоммуниздили с песни Леннона-МакKaртни. Помните: «Listen, do you want to know a secret?»
И ребята успешно творили, производя отменный песенный продукт. А потом однажды Макс Леонидов решил уехать в Израиль искать своё счастье на исторической родине. Вскоре и Коля Фоменко решил попробовать себя на ТВ. Но это было позже... А пока, после отъезда Макса, осколки «Секрета» и я встретились где-то на гастролях.
Мы решили провести свободный вечерок, который так редко выпадает музыкантам, вместе – попеть и повыпивать. Я был тогда уже на вольных хлебах, и не был связан никакими отношениями с музыкантами. Кто-то предложил сыграть шлягеры вместе и посмотреть, что из этого получится.
– Ребята, придумайте что-нибудь вместе, «Секрет» и Слава, – сказал мой директор, – и мы сделаем сумасшедший тур!
Я, имея большой опыт работы в ВИА, быстро спел вокальные партии Леонидова и сыграл вторую гитару. С моими песнями было сложнее: надо было замещать большее количество музыкантов, и неплохих музыкантов! С наскока качества не получилось, и идею отложили в долгий ящик, где она так и заплесневела...
А годы шли своим чередом...
А потом мне прислали стихотворение молодого поэта Григория Макарова – о Москве, Питере и любви. Автор сумел очень точно попасть в моё ощущение Невы и Фонтанки, дал мне вдохнуть аромат питерских кафешек, сдержанно описал московский Арбат. И я настроился на волну Григория, и написал песню «Здравствуй и прощай».
И вдруг мне показалось, что такую песню могли бы написать Макс с Колей, Андреем и Лёшей. И мне захотелось, чтобы «Секрет» спел нашу с Гришей новую песню... А впереди маячил мой юбилей, и я пригласил ребят поучаствовать в нём. Они дали добро, но от «Здравствуй и прощай» отказались, согласившись спеть проверенную «Мозаику». И мы договорились, что я прилечу в Питер, и мы срепетируем мой шлягер. Но опять что-то не срослось, и я сам спел «Мозаику».
«Здравствуй и прощай» я записал, не прибегая к помощи посторонних подпевочников.
А может, права пословица «что Бог ни делает, всё к лучшему»?
Продолжение следует...