Найти в Дзене
Коротко о простом...

30 лет за рулём мотоцикла.

Время бежит. На дворе февраль 2023 года. А это значит, что первый мотоцикл у меня появился ровно 30 лет назад.

Эту статью я месяц назад опубликовал у себя на странице в ВКонтакте, с неё и начну канал в Дзене. Итак. Первая статья на канале.

История его появления такова.

(Некоторые фото для красоты понадёргал из открытых источников интернета).

До 1992 года, я даже гордился тем, что мотоциклы меня не интересуют. Тогда, как другие пацаны нет-нет, да затрагивали эту тему, а мой одногруппник по Красногорскому медучилищу уже имел «на двоих с соседом» Иж Юпитер-3, я гонял на велике, и делал вид, что доволен и этим.

Вот такой Иж Юпитер 3, только у них ещё сзади двухметровая антенна была, а на ней лампочка изолентой была прикручена. Ночью выглядело улётно.
Вот такой Иж Юпитер 3, только у них ещё сзади двухметровая антенна была, а на ней лампочка изолентой была прикручена. Ночью выглядело улётно.

Но тем же летом мой сосед и друг Мишка Суров купил себе Яву «Старуху» с хреновым аккумулятором… И однажды он зашёл ко мне с такими словами – Я один толкнуть её не могу, пойдём поможешь, а потом вместе покатаемся.

Jawa 350. Она же "Старуха".
Jawa 350. Она же "Старуха".

После второй такой поездки я понял, осознал точнее, что велосипед велосипедом, а мотоцикл мне теперь тоже нужен. Что там нужен – НЕОБХОДИМ!

Стал тогда я строить планы, посчитал всю коллекцию машинок 1:43, коллекцию марок… И если всё это можно было реализовать по магазинной цене, то как раз хватало. Как реализовать только не придумал, поэтому те самые машинки и марки у меня до сих пор есть.

В тоже время сосед по сараю, который был лет на 12-15 меня старше, притащил откуда-то Иж Планету Спорт и заверил, если захочу её у него купить – продаст за недорого… И ПС стал приходить ко мне во снах. И в тоже время, как назло, мой одногруппник по Красногорскому медицинскому училищу, у которого был Иж Юпитер-3, тоже купил ПС. После такого расклада моя крыша окончательно начала подтекать…

Легендарный Иж "Планета-Спорт". Он же ПС, он же Пёс. Мотоцикл-Мечта.
Легендарный Иж "Планета-Спорт". Он же ПС, он же Пёс. Мотоцикл-Мечта.

И начал я замечать мотоциклы, на которые раньше и внимания не обращал, на дорогах – осенью 1992 года за нами по Ильинскому шоссе от Глухово до Ильинского (это Красногорский район Московской области) долго ехал мотоциклист на 638-й Яве одетой в полупрофиль Lexan. И выглядел просто как космический корабль.

Фото Jawa 638 в полупрофиле Lexan я не нашёл в сети. Тут Иж.
Фото Jawa 638 в полупрофиле Lexan я не нашёл в сети. Тут Иж.

Или летом того же года на МКАД на внешнем кольце перед Молодогвардейской улицей нас обогнал на безумной скорости "гонщик" на пятом "Юпитере" в рваных джинсах и расстёгнутой рубашке, которая развевалась сзади, как плащ. Этот гонщик на Иже произвёл на меня такое сильное впечатление, что его могло по остроте ощущений переплюнуть лишь, наверное, такое, если бы в этот самый момент его ещё и сожрал бы Годзилла.

Иж "Юпитер-5", как тогда говорили, "заделанный" по моде конца 80-х начала 90-х годов ХХ века.
Иж "Юпитер-5", как тогда говорили, "заделанный" по моде конца 80-х начала 90-х годов ХХ века.

И тут уж я начал аккуратно заводить разговоры о покупке мотоцикла дома. И, конечно, от мамы получил сразу отказ в категоричной форме.

Но был ещё и папа. Отец в своё время тоже хотел мотоцикл. Он даже остался в армии на сверхсрочную на два года, чтобы на него заработать денег. В итоге, на службе Отечеству он провёл в общей сложности 5 с лишним лет. Служил в Польше, участвовал в разгоне восстания в Чехословакии. Когда вернулся, с его слов, денег на книжке у него было на две Явы. Но его мать, которая всю войну собирала по запчастям красноармейцев в Подмосковных госпиталях, ему сказала так – Хочешь себе мотоцикл? Тогда купи сначала себе гроб и поставь его на чердак. И отец купил себе мопед – Ригу – 4. А мотоцикл остался мечтой.

С отцом я компромисс нашёл почти сразу. Единственное, чем он меня ограничил, это тем, что мотоцикл должен быть с документами, и лучше всего новый. Поэтому ПС соседа по сараям из списка пришлось вычеркнуть. И осталось уговорить маму.

И вот наступил новый 1993 год. Я учился уже на третьем курсе Красногорской медухи, весной должен был закончить её и морально готовился поступать в Третий Московский мед. Так ещё с ноября месяца у меня завелась первая барышня, к которой я вовсю уже бегал на встречи.

Наступал февраль. Тот февральский вечер и разговор на кухне я помню до сих пор очень хорошо. И вот это мамино – он же будет гонять! А я в этот момент вспомнил того парня на Иже и оторопел... Зарубит ведь идею на корню! Если тоже его вспомнит...

- Не буду! Мы купим Минск! У него максималка 85 км/ч!

С маркой мотоцикла мы с отцом уже определились, поэтому разговор был предметный. Отец по тем временам зарабатывал прилично, но кассу домашнюю держала мама.

- Ладно, чёрт с вами, покупайте, - сказала мама.

- Денег давай, - завершил разговор отец.

Тянуть не стали, на следующий же день мы поехали в Одинцово на улицу Неделина. Там в длинном доме под номером 9 было три магазина, в среднем магазе в спортивном отделе продавали и мотоциклы.

Фото с pastvu.com Вот в среднем магазине. Фото, правда, сделано лет за 15 до описываемых событий.
Фото с pastvu.com Вот в среднем магазине. Фото, правда, сделано лет за 15 до описываемых событий.

Пришли, я дрожащим голосом спросил «по какому принципу тут покупают мотоциклы»? «По принципу выбора», - ответил мне продавец. Выбирать там было особенно не из чего, их там было всего два. Два Минска одинакового бежевого цвета. Только у одного было спущено переднее колесо. И я выбрал тот, что с надутым.

Вот такой был и у меня. Но моих фоток, нормальных фоток, тем более такого качества не сохранилось…
Вот такой был и у меня. Но моих фоток, нормальных фоток, тем более такого качества не сохранилось…

Пока оформляли справку счёт, смотрю, отец пропал. Хоп, идёт, из соседнего продуктового с бутылкой водки. «Это зачем?» - спрашиваю я. «А чтоб колёса крутились».

И вот момент истины – я выкатываю из магазина свой первый собственный мотоцикл! Мою мечту. И давнюю мечту отца. Новый бежевый Минск за 45 тысяч рублей.

Ровно через 11 месяцев я поменяю его на Иж Планету 5. Тоже новую из магазина. Но уже за 620 тысяч. Вот такая была инфляция в первой половине 90-х. Это информация для тех, кто считает 90-е святыми, а алкаша Ельцина - лучшим президентом.

Докатил я его до машины, а у нас тогда был ярко-красный Москвич 2141 с двухцветным бежево-чёрным салоном. Отец сложил заднее сиденье, с мотоцикла сняли переднее колесо, и он влез в салон полностью. И я залез к нему, к мотику. Так как на переднее сиденье села моя подруга, с которой я тогда встречался. Я же не мог её с собой не взять, когда покупал свой первый мотоцикл!

Вот такой. По паспорту он был 21412-01 цвета «Гренадёр»…
Вот такой. По паспорту он был 21412-01 цвета «Гренадёр»…

И в этот же вечер началось – я видела, как ты на него смотришь! Ты его любишь больше, чем меня!

Тем не менее, мотик был куплен. В гараже мы его поставили вдоль дальней стены, и потом уже загнали машину.

На следующий день мы пошли его заводить. Напомню, на улице февраль, сугробы и мороз. Налили масла, заправили бензина. Кик дёргал я не долго, мотик завёлся достаточно легко, но … Но заглушить мы его не смогли ))) Сначала красный тумблер – стоп-двигатель – работает. Ключ в положение «выкл» - работает. Достали ключ – работает! Я уже и бояться начал – ревёт стоит в гараже, дымит, уже "жареным железом" от двигателя пахнет! Отец просунул руку под бак и снял колпак со свечи. Только так удалось заглушить этого белорусского скакуна.

Отец почесал в затылке и сказал – завтра разберёмся. Вернулись домой, он взял инструкцию от мотоцикла и засел изучать. Рядом крутился я и тоже делал умный вид.

Кто не знает, раньше к технике прилагалась достаточно внушительная инструкция, в которой были все регулировки, чертежи и возможные неисправности. Там же была и схема электропроводки. Это сейчас инструкция к машине больше похожа на фотоальбом, в котором написано, что нельзя пить жидкость из аккумулятора, а тогда всё было по-взрослому.

Отец у меня по образованию был электрик, в армии обслуживал и ремонтировал электрооборудование военных самолётов, а на гражданке, проработав около 5 лет милиционером в Одинцовской вневедомственной охране, работал наладчиком релейной защиты высоковольтных подстанций. Поэтому разобраться в электросхеме мотоцикла Минск для него проблемой не было.

Вот он в армии чинит что-то… Начало 70-х.
Вот он в армии чинит что-то… Начало 70-х.

И вот настал следующий день, и мы с ним вдвоём, вооружившись тестером и самодельной прозвонкой, пошли ЧИНИТЬ мой новый только что купленный мотоцикл. Проблему он нашёл почти сразу – под сиденьем у Минска стоит коммутатор. Спереди и сзади в этот коммутатор входят фишки на 6 контактов. В одной фишке все шесть ячеек заняты, в другой пять из шести. Так вот в этой второй провод должен был стоять в верхней средней ячейке, а нижняя средняя должна была быть пустой. На заводе решили устроить квест (такого слова не было тогда) потребителям и провода перепутали. Как только отец провод вернул на место, всё заработало как надо.

Для сравнения, моему двоюродному брату в то же время купили Восход-3М. И на нём уже с завода стоял пробитый на корпус генератор.

И я стал кататься. Тогда же сразу. В феврале. Брал ключи от машины, выгонял её из гаража, вытаскивал мотик и ехал на нём в соседнее Захарково и обратно. Частенько брал с собой и свою тогдашнюю барышню. Там же мы с ней первый раз и разложились на ледяной колее, на кругу, где разворачивался наш местный автобус. Автобус стоял на конечной, в нём сидели люди и с удовольствием наблюдали наш «полёт навигатора».

А в марте на нём разложился отец. Взял прокатиться, заехал в лужу, на дне которой ещё остался лёд. И больше он мотоцикл у меня не просил.

В апреле мы поехали ставить его на учёт в ГАИ в Истру, так как МРЭО в Красногорске тогда не было. Мама арендовала в Жуковке, потому что там работала, дежурку – УАЗ "Буханку". Мы погрузили туда мотик и поехали ставить его на учёт. И быстро поставили. Номера получил я тогда ещё советского образца - 19-40 МЕН.

На следующий год я ставил Иж на учёт уже в Красногорске, я двое суток провёл только в очереди… И номер получил опять же советского образца - 12-06 МЕУ.

И начались у меня счастливые дни мотоциклиста. Прав у меня не было тогда, да я в свои 17 с половиной лет о них и не думал. Пешком я ходил только в туалет, во всех остальных случаях я перемещался на мотоцикле. Я поставил на него обтекатель на фару, сделал спинку из подголовника от Москвича 2140. Обклеил разными дурацкими наклейками. На бак налепил номер - 777, считая, что три семёрки - это противовес трём шестёркам, и мотик будет счастливым. Накатал я на нём за сезон тогда чуть больше 7500 км. В ноябре 1993 в свой последний выезд в том сезоне умудрился уйти от погони ГАИ. И после этой крайней поездки мот простоял до весны грязный как хрен знает что.

Мотик показал себя с очень хорошей стороны. И в нём не сломалось ничего. Один раз я выпускные окна и выпускной коллектор почистил от нагара. И всё.

Вот так я и стал мотоциклистом 30 лет назад.

А Минск весной 1994 года я продал знакомому. Он откатал на нём сезон, ушёл в армию на два года, вернулся и откатал ещё сезон. И продал его моему соседу по гаражу, который захотел сделать из него чоппер, распилил раму… и всё выкинул… Хотя я тут и сам виноват - идею ему подсказал, а воплотить не помог )))

Мой (бывший) Минск на фоне моего тогдашнего Урала на Слёте читателей журнала МОТО "Лицом к лицу" в Старой Рузе в июне 1997 года. Месяца за два перед трагичным распилом…
Мой (бывший) Минск на фоне моего тогдашнего Урала на Слёте читателей журнала МОТО "Лицом к лицу" в Старой Рузе в июне 1997 года. Месяца за два перед трагичным распилом…